Главная Отдых и оздоровление детей Программа ЛТО "Юность", 2013


Информация для родителей

Дистанционное обучение

тел. 8-960-187-28-54

тел. 8-910-104-58-22

 

Основные платформы для обучения:

Официальные группы Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области:

https://vk.com/obrazovanienn
https://instagram.com/obrazovanie_52

Важные ресурсы:

 

 

 

 

 

НИРО 

Аттестация педагогических кадров 

Администрация

Вознесенского муниципального района

Нижегородской области 

 

Мы в социальных сетях



Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates

Программа ЛТО "Юность", 2013

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бахтызинская средняя общеобразовательная школа»
Вознесенского района Нижегородской  области

 

 


Программа
ЛТО «Юность»    «Родными тропами»

 

 

 

 

 

Автор:
Сазикова Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Бахтызинская СОШ»

 

2013
Общие положения:
1. Программа ЛТО «Юность»  ориентирована на формирование нравственной культуры личности через ознакомление с национальной культурой, на формирование творческой индивидуальности и оздоровление воспитанников.
2.В своей деятельности лагерь руководствуется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, норматив¬но-правовыми актами Правительства РФ,  Уставом  МБОУ «Бахтызинская СОШ», Положением о летнем трудовом лагере МБОУ «Бахтызинская СОШ».
3.Программа рассчитана на период работы одной смены лагеря. Дети объединены в  группы. В лагере предполагается наличие комнат для отдыха, помещений для кружковой работы, площадки для игр, спортивной площадки, телевизора, видеомагнитофона, караоке.
4.0бъекты программы: дети от 14 до 17 лет, их родители и лица их заменяющие; педагогический коллектив лагеря; фельдшер Бахтызинского  ФАПа.
5.Субъекты программы: Районный отдел  образования администрации Вознесенского муниципального района; летний трудовой лагерь «Юность» МБОУ «Бахтызинская СОШ»
6.Срок реализации программы -  одна смена в  летнем трудовом лагере.

 

 

 

 


Пояснительная записка
В течение учебного года одними из основных направлений воспитательной работы было историко-краеведческое, духовно – нравственное и экологическое направления.
В школе работали кружки «Юный краевед» и «Мы познаем мир», велась работа над проектами: «Возвращение к истокам», «Топонимы и микротопонимы сел Бахтызино, Суморьево и их окрестностей».
Для более глубокого погружения учащихся в историю своей малой родины, края, района, для знакомства с святынями родного края необходимо непрерывное образование.
Лето - великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. Исходя из этого, лето - это время для развития творческого потенциала, приобщения    к социокультурным     и  нравственным  ценностям,  удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. В летний период непрерывность дополнительного образования можно осуществить через деятельность пришкольного оздоровительного лагеря.
Организация православно-краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в данном направлении.
Рассматривая различные формы организации смены, мы остановились на исследовании -  путешествии. Работа лагеря будет организована по трем экскурсионно-исследовательским маршрутам:
1. Маршрут «Святые родники».
2. Маршрут « Храмы родного края».
3. Маршрут  «Животворящие святыни».
Путешествуя по святым местам родного края, ребята знакомятся с  окружающей природой, с историей родников и храмов,  с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями района и края. На каждый маршрут отводится по 4 дня.
В ходе полевой практики учащиеся активно приобщаются к   исследовательской работе по изучению природной среды и экосистем родного края, происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Проводя исследования по истории своей малой родины, ребята непосредственно погружаются в её историю.
Приобретенные знания и умения позволят учащимся лучше усвоить программу биологии, экологии и географии,  истории, а собранные материалы, принять участие в экологических и краеведческих  конкурсах, олимпиадах,  детских  научно – исследовательских конференциях.
Программа организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей вызвана:
 повышением  спроса родителей и детей на организационный летний отдых;
 обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
 необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов и детей в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления  работы детей в условиях   летнего трудового лагеря,  может  корректироваться  в  течение  работы  лагеря.
Основной состав лагеря -  это учащиеся 8-10  классов.
По  продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение   одной лагерной смены.
Работа в лагере строится по  следующей схеме:
1.  Трудовая деятельность на пришкольном участке, экскурсии.
2.  Экскурсии, исследования,  обработка собранного материала, представление  своих работ, выступление с результатами исследований, а также  проведение культурных мероприятий.
Программа разработана с учётом законодательных нормативно – правовых документов:
 Конвенция ООН о правах ребёнка;
 Конституция РФ;
 Закон РФ «Об образовании»;
 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;
 Трудовой кодекс Российской Федерации от 31.12.2001г. №197-ФЗ;
 Федеральный закон «О внесении изменений в кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96г. №2-ФЗ;
 Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей  труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001г. №2688;
 Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и
оздоровления детей и подростков. Департамент воспитания  и
социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011 №06-614;
 Локальный акт  по  школе:  «Положение о лагере труда и отдыха».
Цель: Формировать  систему знаний и умений по комплексному исследованию  родного   края  с ориентацией на развитие духовно-нравственной культуры человека – патриота малой Родины, гражданской позиции, готовности к качественным улучшениям среды жизни
Задачи:
 готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, индивидуально – ответственному поведению;
 приобщать  детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомить  с православной культурой;
 формировать интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и   исследовательской деятельности;
 мотивировать учащихся  к познавательной деятельности и творчеству;
 укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию
 воспитывать  любовь к родному краю через  формирование интереса к его  истории, обычаям и традициям, доброго отношения к природе и   окружающим людям.

Срок реализации:12 дней.

Программа  летнего  лагеря труда и отдыха опирается на следующие принципы:
1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок должен непременно стать участником каждого мероприятия
2. "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры.
3. "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей.
4. "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому сотруднику, осуществляющему программу.
5. "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Модель организации  лагеря «Юность»

 

 

 

 

 

РЕЖИМ ДНЯ
лагеря труда и отдыха «Юность»

1. 8.00 - начало работы лагеря
2. 8.00-8.10 – организационная линейка (проводится начальником лагеря или его заместителем). Инструктаж по технике безопасности на рабочих местах (проводят руководители трудовых объединений).
3. 8.10-8.30 – завтрак
4. 8.30-11.30 – летняя трудовая практика
5. 11.30-12.00 – обед
6. 12.00-13.30 – досуговые мероприятия (проводятся по отдельному плану)
7. 13.30-14.00 – подведение итогов дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание и формы реализации программы

Цель Задачи Мероприятия Ожидаемый результат
Организационно – педагогическая деятельность
подготовка к летнему отдыху учащихся - изучить нормативно-правовую документацию

 

 

 

 

 

 

- организовать работу по подготовке к летнему  отдыху детей

 

 

 


  Комплектование штата лагеря кадрами;

 участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных РОО;
 совещание при директоре и по организации летнего отдыха учащихся;
 проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
 проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»;
 сбор заявлений от родителей. наличие  необходимой документации

участие

 

 

 

 

протокол


наличие  инструктажа

 

 

протокол родительского собрания
Работа по сплочению коллектива воспитанников
развивать коммуникативные способности учащихся - организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива

 

 

 


 1.КТД «Мы друг друга знаем, но давайте познакомимся
по - лучше!»;
2.Оформление  уголка ЛТО «Юность»;
3. Игры на сплочение коллектива;
4.Проведение совместных мероприятий. гуманные взаимоотношения;

наличие сменного стенда;
Исследовательская деятельность
развивать умения проводить исследование
 - познакомить с методиками  исследования;

- организовать
исследования;

 


- научить  первичной обработке собранного материала;  методика исследования;
 методика сбора материала;
 научное описание: энциклопедии, словари, специальная литература, Интернет;
 методика опроса;
 определение тематики исследования;
 выбор темы исследования;
 работа  с литературой по выбранной теме;
 подготовка инструментария
 планирование последовательности действий;
 ожидаемый результат.


 ведение рабочих записей;

 подготовка
предварительных    результатов своих работ. владение методиками  исследования и описания;

 

 

 

умение проектировать и организовывать  работу

 

 

 

 


проект по выбранной теме


наличие рабочих

записей
Краеведческая работа
формировать интерес к  православной истории родного села, края, к своей родословной - раскрыть творческий потенциал детей на основе изучения своей малой родины
  сбор материала для  класса – музея;

 сбор  материала  для гербария, коллекции минералов;

 


пополнение материалами  кабинетов биологии и географии;

 

 

 


Духовно – нравственная работа
готовность и способность к духовному развитию
 приобщать детей к духовным ценностям

 

 

 

 

 

 

 

 

  знакомство с церковным годовым  кругом;
 святые заступники земли русской;
 встреча с отцом Вадимом
 посещение храма с.Бахтызино;
 знакомство с местным фольклором;
 православные обычаи и традиции поселения.
 экскурсии по святым местам родного края осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей
Рефлексия
подведение итогов реализации программы провести мониторинг работы лагеря  анкетирование воспитанников, их родителей, воспитателей составление мониторинга;
обобщение опыта работы на уровне района

 

 

 

 

 

 

План  работы лагеря.
1. Маршрут «Святые родники»
Первый день
«Исторический»
 1.Разработка маршрута «Святые родники».
2.Географическое описание территории, составление карты.
3. История родников Вознесенского и Дивеевского района (Беседа)
4.Спортивный праздник «Лету – физкульт, ура!»
Второй день
«Экскурсионный» 1. Экскурсии на Благодатовский и Букалейский родники.
2.Операция «Роднику – длинную дорожку».

Третий  день
«Экскурсионный» 1. Экскурсия на родник около деревни Борки.
2. Экскурсия в сельскую библиотеку. Беседа «Животворящий крест».
Четвертый день
«Исследовательский» 1. Подведение итогов исследования «Чистый родник».
2. Проект «Светла Россия родниками»
3. Игра «Экологический брейн-ринг».
Маршрут « Храмы родного края».

Пятый  день
«Исторический»
 1.Разработка маршрута «Храмы родного края», 3.Культура на селе. Роль религии в жизни человека. (Беседа)
4. Знакомство с историей храмов с. Бахтызино, Суморьево, Аламасово, Нарышкино
5. Разучивание  старинных игр.
Шестой день
«Экскурсионный» 1.Экскурсия в Казанский храм села Бахтызино.
2.Роль праздников для православного человека.
4. Разучивание старинных игр.
5.Профилактическое мероприятие «Хочу быть здоровым».

Седьмой день
«Исследовательский» 1.Экскурсия в  Вознесенский краеведческий музей
2.Экскурсия в Вознесенский храм, к мощам святителя Николая угодника,
3.Беседа о правилах поведения в общественных местах.
4. Проект «Храмы – душа России».
Восьмой день
«Творческий» 1.«Ищите к Господу дорогу» (встреча с отцом Вадимом).
3.Творческая работа «Возвращение духовности».
4. Проект «Заочные экскурсии по святым местам родного края».
Маршрут  «Животворящие святыни».

Девятый день
«Исторический»
 1.Разработка маршрута «Животворящие святыни».
2.История Дивеевского монастыря.
3.Житие преподобного Серафима Саровского.
4. Беседа «Белые крылья» (Жизнеописание Пузенских мучениц)
5. Презентация «Святая канавка».


Десятый день
«Экскурсионный» 1. Экскурсия в Дивеево,в Суворово
Одиннадцатый день
«Подведение итогов» 1. Завершение работы над проектами,
2. Спортивные соревнования «Велотрек - 2013».
Двенадцатый день
Закрытие лагеря 1. Финальное мероприятие – творческая защита проектов «Светла Россия родниками», «Храмы – душа России», завершение социального проекта «Заочные экскурсии по святым местам родного края».

2. Линейка «Подведение итогов смены».

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации программы.
1. Материально – техническое обеспечение
При работе летнего лагеря труда и отдыха используется тер¬ритория  МБОУ «Бахтызинская СОШ», спортивная площадка, игровая  площадка, а также:
- отрядная комната -1;
- видеосалон (кабинет  информатики) - 1;
- раздевалка - 1;
- туалетная комната - 1.
Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь.
Спортинвентарь:
- мячи резиновые и волейбольные - _2_ шт.;
- бадминтоны - _2_ шт.;
- настольный теннис - _1_  шт.;
-обручи-_5_шт.;
- пазлы -    5 шт.;
- игры настольные - _5_ шт.;
Аудивидеоаппаратура:
- телевизор - _1_ шт.;
- магнитофон - _2_ шт.;
- микрофон - _1_ шт.,
-компьютеры    с  выходом  в  Интернет   3  шт.;
Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом коли¬честве.

 

 

 


2.Учебно – методическое обеспечение.
1. Ашихина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Издательство «Агар»,1999;
2. Архивные документы школьного музея.
3. Биологический эксперимент в школе. Книга для учителя.
М.: Просвещение, 1990;
4. Визуальная энциклопедии животных. М.:ЭКСМО, 2004
5. Журналы «Божий мир»
6. Научно – популярное издание. Я познаю мир. Энциклопедия. История жизни на земле. АСТ «АСТРЕЛЬ», 2004;
7. Семёнова М. Быт и верования древних славян. М.ЭКСМО, 1999
8. Педагогический опыт народных традиций. Учебное издание. Псков.2001
9. Тайны живой природы под редакцией Голова А.М. М. «РОСМЭН», 1997;
10. Энциклопедия для детей т.1. М.ЭКСМО,Э 1994;
11. Энциклопедия «Круглый год» М.: Просвещение, 1997

 

 

 

 

 


3. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют: начальник лагеря – 1;  педагоги – 4 человека  ( учитель  биологии,  учитель  истории, учитель ОБЖ, учитель русского языка и литературы ),  образо-вательного учреждения.
4.Финансирование.
Финансирование программы за счёт средств  муниципального бюджета
80X15X12= 14400 рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии  эффективности  программы.
После проведенных мероприятий и в конце смены ребята заполняют анкеты, по результатам которых проводится мониторинг и диагностика.

Анкета на входе
«Что я жду от смены «Родными тропами»?
1. Твои первые впечатления от лагеря?
2. Что ты ждешь от профильной смены «Родными тропами»?
А) узнать много нового об истории нашего села, района,  края –
Б)  узнать о выдающихся людях нашего села
В) поучаствовать в экскурсиях, походах, поездках по
святым местам села, района, края
Г) принять участие в поисковой работе
3. В каких делах в лагере ты бы хотел поучаствовать?
4.Что для тебя самое важное (ценное) в лагере?
5. Хочешь ли ты чему – нибудь научиться в лагере или научить других?


Анкета
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в краеведческой смене?
Да  
Скорее да, чем нет  
Затрудняюсь ответить  
Скорее нет, чем да  
Нет  

2. Насколько интересно был организован твой отдых?
Оцени по десятибалльной шкале.
3. Что для тебя было самым интересным в православно-краеведческой смене?
Участие в конкурсах, концертах  
Спортивные мероприятия  
Экскурсии  
Встречи с интересными людьми  
Закрытие потока  
Другое  

 


4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые  
Спортивные  
Организаторские  
Затрудняюсь ответить  
5. Твои предложения по проведению отдыха юных краеведов
___________________________________________________________
___________________________________________________________


Анкета
Диагностика интересов, потребностей учащихся
1. Чем вы любите заниматься в свободное время?
2. Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
3. Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
4. В какие игры вы любите играть?
5. Каким видом спорта вы занимаетесь?
6. Какие телепередачи вы любите?
7. Чем бы вы хотели заняться летом.

Анкета на выходе
«Чем запомнилась тебе   смена
«Родными тропами»?»

1. Что было самым важным для тебя за время пребывания в лагере?
2. Какие события были самыми запоминающимися?
3.Что изменилось в тебе?
4.Что нового ты узнал в лагере?
Анкета «на выходе» поможет выявить  реальные отношения, которые удалось        сформировать в лагере.

 

Анкета
Алгоритм анализа эффективности реализации программы
1. Достижение цели, реализация задач программы.
2. Оценка эффективности пребывания детей в лагере.
3. Анализ условий, повлиявших на степень реализации программы. На основании чего сделан такой вывод о смене?
4. Удовлетворенность кадрами: вожатский состав, воспитатели, другие кадры ( психолог, физ. работник). Рекомендации по награждению.
5. Удовлетворенность организацией питания детей.
6. Удовлетворенность взаимодействиями с социумом при реализации программы летнего отдыха. Проблемы, предложения.
7. Наличие и анализ комплекса оздоравливающих процедур.


Предполагаемые результаты программы.
1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края, исследовательской  деятельности.
2. Расширение кругозора  учащихся, развитие их познавательных интересов.
3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.
4. Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия, воспитание толерантности.
5. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение  их к творческой деятельности,
6. Охват организованным отдыхом максимального количества детей.
7. Создание необходимых условий для самореализации учащихся в   различных сферах деятельности.
8. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

 

 


Литература.
1. Гурбина Е.А. Летний  оздоровительный лагерь. Нормативно – правовая база. Волгоград: Учитель, 2005.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
М.: Просвещение, 2009
3. Савченко Е.В. Летний лагерь на базе школы. М.:ВАКО, 2007
4. Куц И.В. Дополнительное образование в летнем лагере.
Волгоград: Учитель, 2007
5.Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и
оздоровления детей и подростков. Департамент воспитания  и социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011 №06-614