Home
Сведения об ОО
Информация для родителей
Дистанционное обучение
тел. 8-960-187-28-54
тел. 8-910-104-58-22
Основные платформы для обучения:
Официальные группы Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области:
https://vk.com/obrazovanienn
https://instagram.com/obrazovanie_52
Рабочая программа. Русский язык 11 класс |
Рабочая программа учителя Сазиковой Елены Ивановны, высшая квалификационная категория, по учебному курсу «Русский язык» 11 класс (базовый уровень) 2013 – 2014 учебный год I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Статус документа Рабочая программа составлена на основе авторской программы для средней (полной) школы (базовый уровень) по русскому языку для 10-11 классов / А. И. Власенков, М: «Просвещение» 2011 г и учебника «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень» / Сост. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова, М: «Просвещение» 2011 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Количество часов: 34 (1 час в неделю). Контрольное тестирование- 2 Сочинения – 4 Преподавание ведётся по учебнику Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011. Структура документа Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов: - пояснительную записку; - общую характеристику учебного предмета, курса; - описание места учебного предмета, курса в учебном плане; - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса; - содержание учебного предмета; - тематическое планирование; - описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; - планируемые результаты изучения учебного предмета; - формы и методы контроля. Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются: • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе; • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма; • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста; • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения; • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем эта¬пе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенство¬вание коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятель¬ности, целенаправленное формирование культуры уст¬ной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональ¬ной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, ин¬тересам, психологическим особенностям учащихся стар¬шей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адек¬ватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных пред¬метов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Други¬ми словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуни¬кативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результа¬тов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универ¬сальных учебных действий, осуществляется на двух уров¬нях — метапредметном и предметном. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления зна¬ний о языке как знаковой системе и общественном яв¬лении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о ли¬тературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обога¬щение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользо¬ваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-куль¬турной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в на¬учно-учебной сферах общения. Коммуникативно-деятелъностный подход в обуче¬нии русскому языку определяет особенности предъявле¬ния материала в примерной программе: содержание пред¬ставлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направлен¬ности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важ¬нейшими условиями формирования и совершенствова¬ния универсальных учебных действий. В старших клас¬сах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми вида¬ми речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правиль¬но, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языко¬вые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского ре-чевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, на¬ходить доказательства, подтверждающие или опровер¬гающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных ис¬точников; определять основную и дополнительную, яв¬ную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабаты¬вать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность дей¬ствий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов со¬временной теории речевого общения, теории речевой де¬ятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языко¬выми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уров¬ня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся. Программа курса русского языка состоит из двух раз¬делов. В первом разделе указан материал для повторе¬ния, углубления и некоторого расширения знаний по рус¬скому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактиче¬ского материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы. Повторение изученного материала не является глав¬ным в содержании курса русского языка в средней шко¬ле. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и даже потребуются спе¬циальные обобщающие уроки, содержание которых под-сказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет вы¬ступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, ху¬дожественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведени¬ями о языке, осмысления его сущности, динамики раз¬вития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов. Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попут¬но, вторым планом: в одних случаях — в форме выпи¬сок, планирования, переложения текста, его продолже¬ния или составления подобного в том же стиле и жан¬ре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упраж¬нений учебника с учетом пробелов в подготовке каждо¬го учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в тре¬тьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм ум-ственного действия по различию конкурирующих языко¬вых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пун¬ктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях. Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с лите¬ратурой, систематическим обращением к текстам изуча¬емых в старших классах произведений, выходом на изо¬бразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художе¬ственной формы произведения, более глубокое проникно¬вение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обо¬гащению, совершенствованию речи учащихся. На про¬граммном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, груп¬повой характеристики, типа анализа идейно-тематиче¬ского содержания произведения, его композиции, ис¬пользуемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по за¬трагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по раз¬витию речи, орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо осмыс¬ленному усвоению литературного материала. Раздел «Текст. Виды его преобразования», как и раздел, посвященный фонетике, лексике, грамматике, в значительной мере является повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако содержание его су¬щественно обогащено: расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический мате¬риал, изменен характер предлагаемых видов речевой де¬ятельности учащихся. Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному сти¬лям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точ¬ки зрения современных задач общества, практически¬ми потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самосто¬ятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение на¬учным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к на¬учному (в его научно-популярном варианте) стилю речи это будут такие доступные учащимся старших классов жанры, как реферат, статья, обзор. Приобщение к соб¬ственно научному и научно-техническому подстилям (ва¬риантам) научного стиля предполагает работу по осмыс¬лению терминологической лексики. Важное место отво¬дится работе с научно-учебным подстилем: восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо овладеть язы-ком таблиц, схем, алгоритмов; в официально-деловом стиле — языком рекламы. Ярко выраженную практическую направленность име¬ет и указанный в программе материал по публицисти¬ческому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лекси¬кой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овла¬дение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях. Наиболее полно представлен в программе художе¬ственный стиль речи. Школьный курс литературы предо¬ставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты, которые при правильном их ис¬пользовании будут служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием художественного произведе¬ния через его форму (в этом суть сближения русского языка с литературой) позволит с наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным, эстетическим цен¬ностям литературы и таким образом окажет положитель¬ное влияние на формирование личности учащихся. И на¬конец, художественный стиль, язык художественной ли¬тературы представляют своего рода эталон использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими сти-лями, тем более что в языке художественной литературы используются элементы разных функциональных стилей. В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что повторение фо¬нетики и лексики будет осуществляться в первом полу¬годии 10 класса; морфемика, морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во втором полугодии. Однако и во втором полугодии 10 класса и в 11 классе параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике (в иных, конечно, формах и с другими целевыми уста¬новками), по совершенствованию навыков правописания. Публицистический стиль речи изучается главным обра¬зом в 11 классе, но жанры путевого и портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9 клас¬се (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10 классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончаро¬ва, И. С. Тургенева, Л. Н.Лолстого, А. П. Чехова). Ов¬ладение жанрами публичной речи происходит и в 10, и в 11 классах, хотя завершающий этап обучения при¬ходится на выпускной класс. Художественный стиль речи становится предметом изучения и практического овладения как в 10, так и в 11 классах. Главное направление программы — про¬никновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внима¬ния не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других струк¬турных элементах художественного произведения, созда¬ваемых словом, на персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен с точки зрения как полноценного восприятия ху¬дожественного произведения (а этому работа над художе¬ственным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художе¬ственном произведении. Общие сведения о языке изучаются в основном в нача¬ле 10 класса, но те вопросы, которые нуждаются в обоб¬щении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико-грамматического материала, рассматриваются при завершении курса русского языка в 11 классе. Это относится прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично вытекающим из того, что школьники изучали по предмету. Приемы, методы и формы работы определяются ука¬занными выше задачами курса и его содержанием. Воз¬растает роль разнообразных видов самостоятельной ра¬боты, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, ре¬цензий, самостоятельный анализ текста, целенаправлен¬ные выписки, аналитическое сообщение на основе само¬стоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие ра¬боты в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуют¬ся наблюдения за речью окружающих, сбор соответству¬ющего языкового материала с последующим его исполь¬зованием по заданию учителя. Усиливаются внутрипредметные связи. Изучение на¬учного стиля речи строится таким образом, что учащие¬ся постоянно обращаются к общелингвистическим поня¬тиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в научный стиль речи дает возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику. По такому же принципу строится и изучение темы «Публицистический стиль речи». Это способствует более обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление учащихся, их способность видеть за частными (частно-стилистическими) проявлениями общие закономерности языка, его функционирования. Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащие¬ся в нем изобразительно-выразительные средства, пункту¬ацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д. Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лекси¬ке и фразеологии, составу слова и словообразованию, грам¬матике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9 класса. III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 69 часов (35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе). IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются: 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; 2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; 3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме; • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе; 4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются: 1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа; 2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации; • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи; • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо: • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта; • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм; • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы; • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов; 4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; 5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень» 11 класс (34 часа) Официально-деловой стиль речи (4 ч) Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. Синтаксис и пунктуация (6 ч) Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Публицистический стиль речи (6 ч) Особенности публицистического стиля речи. Сред¬ства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк, эссе. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. Разговорная речь (4 ч) Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-делоой, научной и публицистической сферах общения. Язык художественной литературы (6 ч) Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструк¬ций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения. Общие сведения о языке (4 ч) Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты. Повторение (4 ч) Требования к знаниям, умениям и навыкам По окончании 11 класса учащиеся должны: — иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи; — владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров; — уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением эле¬ментов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме; — выявлять подтекст; — владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; — производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста; — уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-попу¬лярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки; пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания; — пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; — уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа; — уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье; — уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения; — уметь участвовать в диспуте, в дискуссии; — иметь представление о социальной сущности языка, его функции и структуре, о языковой норме и происходящих в языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Содержание Кол-во часов Официально-деловой стиль речи 4 Синтаксис и пунктуация 6 Разговорная речь 4 Публицистический стиль речи 6 Язык художественной литературы 6 Общие сведения о языке 4 Повторение 4 VII.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебник Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011. Учебно - методическое обеспечение УМК 1. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Просвещение, 2011. 2. Власенков, А. И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : учеб, для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2005. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использо¬вание следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: - Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих тестов); - 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык; - Единый государственный экзамен; Русский язык; 2007-2008; электронное учебное посо¬бие. - СО-КОМ; - Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2008. - СО-КОМ. - М.: Кирилл и Мефодий, 2008. Интернет-ресурсы 1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru 3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 4. Мир слова русского http://www.rusword.org 5. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm 6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru Перечень технических средств, имеющихся в кабинете 1. Ноутбук 2. Мультумедиапроектор 3. Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта) 4. Принтер лазерный 5. Экран на штативе. VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятель¬ности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, ре¬чевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст¬ной и письменной речи); • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом); • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее). В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать • связь языка и истории, культуры русского народа; • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; • основные единицы языка, их признаки; • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения; уметь • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ¬ки зрения языкового оформления; • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения; • извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати-ческие нормы современного русского языка; • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения; • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного тек-ста; • использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста. IX. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям: учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации; учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме. Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестирования. Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем. Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить). При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило. При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения). Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)». Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая: найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям; назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове; определите разряд (группу) по значению; выявите синтаксическую (или смысловую) роль; как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи); каковы особенности правописания. Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным). Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие). Лексико-фразеологический разбор Дайте толкование выделенных слов. Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова? Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов. Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование. Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы? Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы. Речеведческий разбор текста Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его. Выделите микротемы, составьте план. Укажите средства связи между частями текста. Определите тип речи, стиль и жанр. Укажите используемые стилистические средства. Назовите особенности построения текста (его композиции). Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения. Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию. При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации. План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения. Общая тема Кол-во часов Дата планиру емая Дата факти- ческая Тема урока Кол- во ча- сов № Подготовка к ЕГЭ Форма про- ведения уро- ка Официально-деловой стиль речи (4) Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. 1 1 Лекция Основные признаки официально-делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. 1 2 Комбинир. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. 1 3 Комбинир. . Практическая работа по теме «Официально-деловой стиль речи» 1 4 Практикум Синтаксис и пунктуация (6ч) Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. Принципы русской пунктуации. Обобщение правил русской пунктуации, соответствующих грамматическому (синтаксическому принципу). Авторские знаки препинания 1 5 (А24, А26, А27, А28, А29, В6). Повторение: ЗП при однородных чл. предложения (А25) и обособленных чл. предложения(А23, А29) союз и в простом и сложном предложении-А22) Комбинир. Словосочетания и предложения разных типов. Предложения с прямой речью, их преобразование (косвенная речь, вводные слова, дополнения). Составление текста с прямой речью, диалогом, цитированием. 1 6 Повторение: речевые нормы-А17,тема текста и авторская позиция-А29; словосочетания и типы связи слов в словосочетаниях-В3. Комбинир. Грамматическая основа предложения. Осложненное предложение: однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения. Типы и структура сложных предложений. ЗП в осложненных предложения, в сложных предложениях. 1 7 Систематизация сведений о видах сложного предложе- ния и пунктуация в них. Повторение: речевые нормы-А19. Правописание приставок-А7; Практикум Синтаксическая синонимия как источник богатства речи и её роль для создания выразительности русской речи 1 8 (А14, А15, А 26) Практикум Виды синтаксического разбора, их практическое использование. Письмо под диктовку. Анализ синтаксической структуры художественного и поэтического текстов Роль ЗП в классическом и современных художественных текстах, в стихотворениях. Поиск нужной интонации (пауза, ритм, мелодика, тембр 1 9 (Средства художественной выразительности в текстах различных стилей-А23, В8) Контроль Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация» 1 10 Комбинир. Разговорная Речь (4) Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. 1 11 Комбинир Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. 1 12 Комбинир. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-делоой, научной и публицистической сферах общения. 2 13- 14 Комбинир. Практикум Публицистический стиль речи (6ч) Особенности публицистического стиля. Лексические, грамматические, композиционные признаки П. стиля, языковые средства эмоционального воздействия. 1 15 А32, В8 практикум Очерк. Эссе. Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Эссе. 1 16 задание части С- анализ авторской позиции. Задание С-жанры сочинения-рассуждения Комбмнир. Р/Р Написание сочинения-эссе 1 17 Отработка навыков написания части С Развитие речи Устное выступление по материалам учебника. 1 18 (А6, А8) Практикум Дискуссия. Правила деловой дискуссии. Выбор темы. Подготовка альтернативных тезисов, аргументов. Сбор материала из окр. действительности, литературы, СМИ. Руководство дискуссионным обсуждением, ведение протокола выработка решений. 2 19 20 Практикум Язык художественной литературы (6ч) Общие сведения о языке(4) Повторение (4) Худож.стиль речи. Общая харак-ка стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств 1 21 (Средства худож. выразительности в текстах различных стилей. А8, А32;В8 (задание ч. С-анализ языковых средств) Комбинир. Р/Р Жанры публицистического стиля: эссе. Написание сочинения по данному тексту в жанре эссе 1 22 Отработка навыков написания части С Развитие речи Язык как первоэлемент художественной литературы. Роль языка в худож. произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, система образов Источники богатства и выраз-ти русской речи 1 23 (А9, А13, А14) Практикум Виды тропов и стилистич. Фигур в худож. Произведении. Их связь с характеристикой персонажей, с идейным содержанием и мировосприятием автора. 1 24 Практикум Анализ художественного текста лирического произведения. Индивидуально-языковой стиль писателя Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. 1 25 (А11, В2) Практикум Р/Р Написание сочинения-рассуждения 26 Отработка навыков написания части С Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. 1 27 Комбинир Выдающиеся ученые-русисты. Культура речи и языковая норма Нормы совр. рус.литер.языка 1 28 (Языковые нормы: А17, А19, А20, А21) Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. 1 29 (Морфология: А16, А28; В2) Комбинир. Р/Р Лингвистический анализ текста. 1 30 (В2, В7; С) Развитие речи Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста 1 31 (А1, А2, А6, А12; В1) Комбинир. Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. 1 32 Трудные случаи правописания (А10, А18, А31) Комбинир. Трудные случаи пунктуации. Цитирование 1 33 (В4, В5) Комбинир Итоговое тестирование. 1 34 Практикум |