Home
Сведения об ОО
Информация для родителей
Дистанционное обучение
тел. 8-960-187-28-54
тел. 8-910-104-58-22
Основные платформы для обучения:
Официальные группы Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области:
https://vk.com/obrazovanienn
https://instagram.com/obrazovanie_52
Рабочая программа. Литература 11 класс |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по литературе в 11 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., программы по литературе для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (под ред. В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (Авторы: Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др. под ред. Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.) Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, включены все произведения, обозначенные в программе. Рабочей программой предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся, а также уроки внеклассного чтения. Основные задачи курса литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 11 классе сводятся к следующему: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Основные содержательные линии: • знакомство с личностью писателя; • определение художественных особенностей произведений; Методы обучения В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения. Содержание дисциплины № п/п Раздел программы Содержание дисциплины, основные понятия 1 Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. 2 Литература начала ХХ века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. 3 Литература 20-х годов ХХ века. Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы. 4 Литература 30-х годов ХХ века. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии. Тема Руссой истории в литературе 30-х годов. 5 Литература периода Великой отечественной войны. Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века. 6 Литературный процесс 50-х – 90-х годов. Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии. 7 Литература конца ХХ – начала ХIХ века. Общий обзор произведений последнего десятилетия. 8 Зарубежная литература. Общий обзор произведений последних десятилетий. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. • Выразительное чтение. • Различные виды пересказа. • Заучивание наизусть стихотворных текстов. • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному • роду и жанру. • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. • Устные и письменные интерпретации художественного произведения. • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование • художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей. • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. • Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен Знать/ понимать • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века; • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; • основные теоретико-литературные понятия. Уметь • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; • определять род и жанр произведения; • сопоставлять литературные произведения; • выявлять авторскую позицию; • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. Перечень учебно-методического обеспечения Учебники Учебные пособия Методические пособия «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) Учебник для общеобразовательных учебных заведений (под ред. Журавлёва В.П., автор-составитель Коровина В.Я. – М.: «Просвещение», 2008 г.) «Русская литература ХХ века. 11 класс» Практикум (под ред. Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.) Литература в 11 классе: Методические советы. Под ред. Журавлева. В.П. – М.: Просвещение, 2005 г. Урок литературы: 11 классе: Книга для учителя. Под ред. Журавлева В.П. – М.: Просвещение, 2005 г. Список рекомендуемой литературы: Основная литература: 1. Русская литература XX века в 2-х частях. Учебник под редакцией Журавлева В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г. 2. Русская литература ХХ века. 11 класс. Практикум под редакцией Журавлёва В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г.) Дополнительная литература: 1. Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2005. 2. Егорова Н.В., Золотарева И.В.. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1-2–е полугодие. – М.: ВАКО, 2007. 3. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. – М.: Экзамен, 2005. 4. Щетинкина Н.Е Поурочные планы по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. 1-2–е полугодие. – Волгоград, 2009 г. Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе Б № п/п Раздел программы Количество часов Из них Теоретическая часть Уроков развития речи Уроков внекл. чтения Контрольные работы 1 Введение. 1 1 - - - 2 Литература начала ХХ века. 34 26 4 3 1 3 Литература 20-х годов ХХ века. 10 7 2 - 1 4 Литература 30-х годов ХХ века. 27 24 2 1 - 5 Литература периода Великой отечественной войны. 5 5 - - - 6 Литературный процесс 50-х – 90-х годов. 18 13 - 4 1 7 Литература конца ХХ – начала ХIХ века. 4 - 2 2 - 8 Зарубежная литература. 3 2 - - 1 ИТОГО 102 78 10 10 4 МОУ «Многопрофильный лицей №1» Календарно-тематическое планирование программного материала по литературе в 11 классе Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература. 11 класс» в 2-х ч. – М.: «Просвещение» 2006 г. Под ред. Журавлёва В.П. Автор-составитель Коровина В.Я. Программа литературного образования. Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П. Под редакцией Коровиной В.Я. – М.: «Просвещение» 2008 г. Всего уроков 102 Теоретическая часть 78 Практическая часть 24 Уроков развития речи 10 (сочинений 3 кл. + 4 дом.) Уроков внеклассного чтения 10 Тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Обязательный минимум содержания образовательных программ находится в «Вестнике образования России» №12, 2004 г. Тематическое планирование составлено с учётом следующих документов, определяющих содержание общего образования: Приказ МО РФ от 05.03.04 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ МО РФ от 09.03.04 г. №1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Приказ МО РМ от 19.08.05 г. №681 «О рекомендациях к республиканскому БУП для общеобразовательных учреждений РМ». Дата проведения Тема урока Содержание Тип урока 1. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Лекция 2. И.А.Бунин: судьба и творчество. Лирика Бунина. Психологизм пейзажа в лирике поэта. Лекция 3. Рассказы и повести И.А.Бунина о деревне. Мотивация увядания дворянских гнёзд. Предчувствие гибели традиц. крестьянск. уклада. Беседа 4. Обращение писателя к социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Обучение комплексному анализу рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» Практикум 5. Тема любви в прозе И.А.Бунина. Поэтичность женских образов. Индивидуальный стиль писателя. Беседа 6. А.И.Куприн: судьба и творчество. Своеобразие прозы А.И.Куприна. Лекция 7. Вн.чт. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Проблема самопознания личности. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира. Самостоятельные выступления учащихся 8. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере рассказа) Практикум 9. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. Аналитическая беседа. Самостоятельная работа. 10. Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Лекция 11. В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы в поэзии Брюсова. Сквозные темы в поэзии Брюсова: урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Лекция с элементами беседы 12. Вн.чт. Лирика поэтов Серебряного века (К.Д.Бальмонт и др.) Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись К.Д.Бальмонта. Самостоятельные выступления учащихся 13. Вн.чт. Лирика поэтов Серебряного века (И.Ф.Анненский и др.) Обзорное знакомство с лирикой поэтов. Самостоятельные выступления учащихся 14. Западно-европейские и отечественные истоки акмеизма. Представление об акмеизме. Обзор раннего творчества Гумилёва, Городецкого, Ахматовой и др. Лекция 15. Н.С.Гумилёв и акмеизм. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию ХХ века. Романтический герой лирики поэта. Лекция 16. Проблематика и поэтика лирики Гумилёва. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя. Практикум 17. Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Русские футуристы. Лекция с элементами беседы 18. Серебряный век: темы, проблемы, поэтика. Семинар 19. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов Серебряного века. Аналитическая беседа. Самостоятельная работа. 20. М.Горький: жизнь, творчество, личность. Литературные портреты Лекция 21. Раннее творчество писателя. Поэтическая условность и символика образов. Лекция с элементами беседы 22. Роман «Фома Гордеев»: проблемы, герои. Необычность героя, порвавшего со своей средой. Бурный и трагический протест против лжи. Беседа 23. Изображение судеб людей в переломные моменты истории. Страстные поиски смысла жизни. Столкновение мечты и действительности. Беседа 24. «На дне» – социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и действительн. Практикум 25. «Три правды» в пьесе. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Контрольный опрос. Правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Практикум 26. Р/Р Литературный портретный очерк как жанр. Чтение и анализ одного из портретных очерков М.Горького. Практикум 27. Р/Р Классное сочинение по творчеству М.Горького. Самостоятельная работа. 28. А.А.Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». Литературные, философские пристрастия поэта. Лекция 29. Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. Развитие понятия «образ-символ». Развитие понятия «образ-символ». Практикум 30. Тема России в лирике А.А.Блока. Обучение анализу лирического текста. Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А.Блока. Практикум 31. «Двенадцать»: проблематика и поэтика поэмы. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Поэт и революция. Влияние Блока на творчество русских поэтов ХХ века. Беседа 32. С.А.Есенин: личность и судьба. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Народно-песенная основа есенинской поэтики. Лекция с элементами беседы 33. Лирика С.А.Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Практикум 34. «Анна Снегина»: биографическая основа произведения. Биографическая основа лирических и лиро-эпических произведений. Лекция с элементами беседы 35. «Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. Биографическая основа лирических и лиро-эпических произведений. Практикум 36. Литература 20-х годов ХХ века. Общая характеристика литературного процесса. Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Лекция 37. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов ХХ века. Трагизм восприятия революционных событий прозаиками 20-х годов ХХ века. Семинар 38. Тема революции и гражданской войны в поэзии 20-х годов ХХ века. Трагическое осмысление темы революции и гражданской войны в поэзии 20-х годов ХХ века. Семинар 39. В.В.Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика поэта. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэтическое новаторство Маяковского. Лекция 40. «Облако в штанах»: проблематика и поэтика поэмы. Ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность и пластика образов, необычность строфики стиха. Практикум 41. Пафос революции в стихах Маяковского. Сатирические стихи. Новаторство лирико-политических поэм поэта. Развитие понятия о формах комического. Беседа 42. Р/Р Любовная лирика Маяковского. Обучение анализу лирического текста. Особенности любовной лирики Маяковского. Практикум 43. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Развитие понятия о тоническом стихосложении. Беседа 44. Р/Р Классное сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского. Самостоятельная работа. 45. Контрольная работа за I полугодие. Самостоятельная работа. 46. Литература 30-х – начала 40-х годов ХХ века. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы ХХ века. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы ХХ века. Лекция 47. Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Семинар 48. Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Семинар 49. М.А.Булгаков: судьба и творчество. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Жизнь, творчество, личность. Судьба произведений писателя. Лекция 50. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия». «Дни Турбиных» - пьеса по мотивам романа «Белая гвардия». Драматическое произведение о судьбах людей и революции. Трудная сценическая жизнь пьесы. Практикум 51. Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа. Необычность романа Булгакова. Проблема творчества и судьбы художника. Сатира и глубокий психологизм романа. Беседа 52. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Своеобразие булгаковской «дьяволиады». Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман и др.). Беседа 53. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова. Аналитическая беседа. Самостоятельная работа. 54. А.П.Платонов: страницы жизни и творчества. Трудная судьба писателя. Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. Лекция 55. Рассказы А.П.Платонова: проблематика и поэтика. Контрольный опрос. Индивидуальный стиль писателя. Практикум 56. Связь творчества А.П.Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Практикум 57. Вн.чт. Повесть А. П. Платонова «Котлован» (обзор). Обзорное знакомство с романом «Котлован». Самостоятельные выступления учащихся 58. А.Н.Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа. Историзм и злободневность романа. Образ Петра I. Исторический роман как жанр литературы. Лекция с элементами беседы 59. Новаторство А.Н.Толстого – исторического романиста. Исторический роман как жанр литературы. Лекция с элементами беседы 60. А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой. Лекция 61. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.А.Ахматовой. Творческое наследие Ахматовой в русской поэзии ХХ века. Беседа 62. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» – поэма о трагедии народа. Тема Родины и гражданского мужества в творчестве Ахматовой. Лирическое и эпическое в поэме. Практикум 63. М.И.Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества. Фольклорные истоки творчества поэтессы. Трагичность поэтического мира Цветаевой. Лекция с элементами беседы 64. Тема творчества, назначения поэта в лирике М.И.Цветаевой. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Беседа 65. Своеобразие поэтического стиля М.И.Цветаевой. Стихотворный цикл (закрепление понятия). Беседа 66. Н.А.Заболоцкий: судьба и творчество. Мысль – образ – музыка в поэзии Н.А.Заболоцкого. Эволюция стиля поэта. Лекция 67. М.А.Шолохов: судьба и творчество. Жизнь, творчество, личность писателя. «Донские рассказы». Лекция 68. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. История создания романа. Роман-эпопея. Специфика художественного строя романа. Беседа 69. Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». «В мире, расколотом надвое…» Правдивое изображение гражданской войны. Проблема гуманизма в романе. Беседа 70. Трагедия Григория Мелехова. Яркость характера и жизненных коллизий. Трагедия Григория Мелехова. Яркость характера и жизненных коллизий. Язык прозы Шолохова. Беседа 71. Женские образы и женские судьбы в романе. Женские образы и женские судьбы в романе. Полемика вокруг авторства. Беседа 72. Р/Р Классное сочинение по творчеству М.А.Шолохова. Самостоятельная работа. 73. Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. 74. Великая Отечественная война в литературе 40 – 50-х годов: обзор. Великая Отечественная война в литературе 40 — 50-х годов: обзор. Лекция 75. Правда о войне в современной литературе. Правда о войне в современной литературе. Семинар 76. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирич.героя. 77. Реалии и романтика в описании Великой Отечественной войны. Реалии и романтика в описании Великой Отечественной войны. Практикум 78. Вн.чт. «Городская» проза в современной литературе. Нравственная проблематика и художественные особенности «городской» прозы. Обзорное знакомство с «городской» прозой (одно произведение по выбору учителя и учащихся). Самостоятельные выступления учащихся 79. Вн.чт. «Деревенская» проза в современной литературе. Изображение жизни крестьянства в «деревенской» прозе. Обзорное знакомство с «деревенской» прозой (одно произведение по выбору учителя и учащихся). Самостоятельные выступления учащихся 80. Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии. Обзорное знакомство с совр.драматургией (А.Арбузов, В.Розов, А.Вампилов по выбору). Самостоятельные выступления учащихся 81. Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Содержательность, искренность, внимание к личности; современная ритмика и инструментовка. Практикум 82. А.Т.Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Контрольный опрос. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики Твардовского. Лекция 83. Поэмы А. Т. Твардовского о войне и о родине: «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете». Оценка событий первых лет советской власти и периода коллективизации. Народный подвиг в войну Беседа 84. Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути родины. Размышления о настоящем, прошлом и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны. Беседа 85. «По праву памяти» – поэма о трагических событиях прошлого, связанных с периодом сталинщины. Размышления об истоках побед и потерь советского народа. Искренность исповедальной интонации. Беседа 86. Б.Л.Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака. Обучение анализу лирического текста. Художественное своеобразие и философский характер лирики Б.Пастернака. Лекция с элементами беседы 87. История создания и идейно-художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Размышления об интеллигенции и революции, решение данной темы в романе «Доктор Живаго». Практикум 88. Вн.чт. Судьба деревни в повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое». Самостоятельные выступления учащихся 89. А.И.Солженицын: судьба и творчество. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в произведениях А.И.Солженицына. Публицистичность художественного произведения. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях Солженицына. Лекция с элементами беседы 90. Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Беседа 91. В.Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»). Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»). Лекция с элементами беседы 92. Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева. Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева. Беседа 93. Нравственно-философские проблемы романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день». Нравственно-философские проблемы романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день». Лекция с элементами беседы 94. В.Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений В.Распутина. Темы и нравственные проблемы произведений В.Распутина. Беседа 95. Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». Беседа 96. Вн.чт. Художественные поиски и традиции в современной прозе. Темы и нравственные проблемы современной прозы. Самостоятельные выступления учащихся 97. Р/Р Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и неореализма, поэзия. Основные направления и тенденции развития современной литературы. Семинар 98. Вн.чт. Художественные поиски и традиции в современной поэзии. Темы и нравственные проблемы современной поэзии. Самостоятельные выступления учащихся 99. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по литературе последних десятилетий. Аналитическая беседа. Самостоятельная работа. 100. Зарубежная литература. Темы и нравственные проблемы произведений Русского зарубежья последних лет. Лекция 101. Проблемы и уроки литературы ХХ века. Контрольный опрос. Темы и нравственные проблемы произведений русской литературы ХХ века. Практикум 102. Консультации по подготовке к экзаменам. Практикум
|