Главная


Информация для родителей

Дистанционное обучение

тел. 8-960-187-28-54

тел. 8-910-104-58-22

 

Основные платформы для обучения:

Официальные группы Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области:

https://vk.com/obrazovanienn
https://instagram.com/obrazovanie_52

Важные ресурсы:

 

 

 

 

 

НИРО 

Аттестация педагогических кадров 

Администрация

Вознесенского муниципального района

Нижегородской области 

 

Мы в социальных сетях



Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates

Рабочая программа. Литература 11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе в 11 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., программы по литературе для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (под ред. В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2008 г.) и  учебника «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (Авторы: Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др. под ред. Журавлёва В.П.  – М.: «Просвещение», 2008 г.)

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, включены все произведения, обозначенные в программе. Рабочей программой предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся, а также уроки внеклассного чтения.

Основные задачи курса литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 11 классе сводятся к следующему:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Основные содержательные линии:
знакомство с личностью писателя;
определение художественных особенностей произведений;

Методы обучения

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.


Содержание дисциплины

№ п/п Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
1 Введение.
Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
2 Литература начала ХХ века.
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
3 Литература 20-х годов ХХ века.
Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы.
4 Литература 30-х годов ХХ века.
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии. Тема Руссой истории в литературе 30-х годов.
5 Литература периода Великой отечественной войны.
Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века.
6 Литературный процесс 50-х – 90-х годов.
Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы  периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии.
7 Литература конца ХХ – начала ХIХ века. Общий обзор произведений последнего десятилетия.
8 Зарубежная литература.
  Общий обзор произведений последних десятилетий.
  

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания 
художественных произведений и теоретико-литературных понятий: 
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. 
Выразительное чтение. 
Различные виды пересказа. 
Заучивание наизусть стихотворных текстов. 
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному 
роду и жанру.  
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. 
Устные и письменные интерпретации художественного произведения. 
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. 
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование 
художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей. 
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения  оппонента. 
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений



























Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.

Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. 




















Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
«Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) Учебник для общеобразовательных учебных заведений (под ред. Журавлёва В.П., автор-составитель Коровина В.Я. –  М.: «Просвещение», 2008 г.)
«Русская литература ХХ века. 11 класс» Практикум (под ред. Журавлёва В.П. –   М.: «Просвещение», 2008 г.) Литература в 11 классе: Методические советы. Под ред. Журавлева. В.П. –
М.: Просвещение, 2005 г.
Урок литературы: 11 классе: Книга для учителя. Под ред.
Журавлева В.П. –   
М.: Просвещение, 2005 г.



Список рекомендуемой литературы:

Основная литература: 
1. Русская литература XX века в 2-х частях. Учебник под редакцией Журавлева В.П. – М.: «Просвещение», 2008 г. 
2. Русская литература ХХ века. 11 класс.  Практикум под редакцией Журавлёва В.П. –  М.: «Просвещение», 2008 г.)
Дополнительная литература: 
1. Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2005. 
2. Егорова Н.В., Золотарева И.В.. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1-2–е полугодие. – М.: ВАКО, 2007.
3. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. –  М.: Экзамен, 2005.
4. Щетинкина Н.Е Поурочные планы  по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. 1-2–е полугодие. – Волгоград, 2009 г.


















Тематическое планирование уроков литературы в  11 классе Б
№ п/п Раздел программы





Количество часов Из них
Теоретическая часть
Уроков развития речи Уроков внекл. чтения

Контрольные работы
1 Введение.
1 1 - - -
2 Литература начала ХХ века.
34 26 4 3 1
3 Литература 20-х годов ХХ века.
10 7 2 - 1
4 Литература 30-х годов ХХ века.
27 24 2 1 -
5 Литература периода Великой отечественной войны.
5 5 - - -
6 Литературный процесс 50-х – 90-х годов.
18 13 - 4 1
7 Литература конца ХХ – начала ХIХ века.
4 - 2 2 -
8 Зарубежная литература.
3 2 - - 1
ИТОГО
102
78
10
10
4
МОУ «Многопрофильный  лицей №1»























 
Календарно-тематическое планирование 
программного материала по литературе в 11 классе

 

Учебник  для общеобразовательных учреждений «Литература. 11 класс» в 2-х ч. –  М.: «Просвещение» 2006 г. 
Под ред. Журавлёва В.П. Автор-составитель Коровина В.Я.
Программа литературного образования. Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П. Под редакцией  Коровиной В.Я. – М.: «Просвещение» 2008 г.


Всего уроков                                                 102
Теоретическая часть                                      78
Практическая часть                                       24
Уроков развития речи                                   10 (сочинений 3 кл. + 4 дом.)
Уроков внеклассного чтения                       10

Тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Обязательный минимум содержания образовательных программ находится в «Вестнике образования России» №12, 2004 г.
Тематическое планирование составлено с учётом следующих документов, определяющих содержание общего образования:

Приказ МО РФ от 05.03.04 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Приказ МО РФ от 09.03.04 г. №1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

Приказ МО РМ от 19.08.05 г. №681 «О рекомендациях к республиканскому БУП для общеобразовательных учреждений РМ».



Дата проведения Тема урока
Содержание Тип урока
1. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Лекция
2. И.А.Бунин: судьба и творчество. Лирика Бунина. Психологизм пейзажа в лирике поэта.
Лекция
3.     Рассказы и повести И.А.Бунина о деревне. Мотивация увядания дворянских гнёзд. Предчувствие гибели традиц. крестьянск. уклада. Беседа
4.     Обращение писателя к социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Обучение комплексному анализу рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» Практикум
5.   Тема любви в прозе И.А.Бунина. Поэтичность женских образов. Индивидуальный стиль писателя.
Беседа
6. А.И.Куприн: судьба и творчество. Своеобразие прозы А.И.Куприна.
Лекция
7. Вн.чт. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся».
Проблема самопознания личности. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира. Самостоятельные выступления учащихся
8. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере рассказа) Практикум
9. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению  по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. Аналитическая беседа.  Самостоятельная работа.
10. Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Лекция
11. В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы в поэзии Брюсова. Сквозные темы в поэзии Брюсова: урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Лекция с элементами беседы
12. Вн.чт. Лирика поэтов Серебряного века (К.Д.Бальмонт и др.) Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись К.Д.Бальмонта. Самостоятельные выступления учащихся
13.   Вн.чт. Лирика поэтов Серебряного века (И.Ф.Анненский и др.) Обзорное знакомство с лирикой поэтов. Самостоятельные выступления учащихся
14. Западно-европейские и отечественные истоки акмеизма. Представление об акмеизме. Обзор раннего творчества Гумилёва, Городецкого, Ахматовой и др. Лекция
15. Н.С.Гумилёв и акмеизм. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию ХХ века. Романтический герой лирики поэта. Лекция
16.   Проблематика и поэтика лирики Гумилёва. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя. Практикум
17. Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Русские футуристы. Лекция с элементами беседы
18. Серебряный век: темы, проблемы, поэтика.
Семинар
19. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению  по творчеству поэтов Серебряного века. Аналитическая беседа.  Самостоятельная работа.
20. М.Горький: жизнь, творчество, личность. Литературные портреты
Лекция
21. Раннее творчество писателя. Поэтическая условность и символика образов. Лекция с элементами беседы
22. Роман «Фома Гордеев»: проблемы, герои. Необычность героя, порвавшего со своей средой. Бурный и трагический протест против лжи. Беседа
23. Изображение судеб людей в переломные моменты истории. Страстные поиски смысла жизни. Столкновение мечты и действительности. Беседа
24. «На дне»  –  социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и действительн. Практикум
25. «Три правды» в пьесе. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Контрольный опрос. Правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Практикум
26. Р/Р Литературный портретный очерк как жанр. Чтение и анализ одного из портретных очерков М.Горького. Практикум
27. Р/Р Классное сочинение  по творчеству М.Горького.
Самостоятельная работа.
28. А.А.Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». Литературные, философские пристрастия поэта. Лекция
29. Тема страшного мира в лирике  А.А.Блока. Развитие понятия «образ-символ». Развитие понятия «образ-символ». Практикум
30. Тема России в лирике А.А.Блока. Обучение анализу лирического текста. Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А.Блока. Практикум
31. «Двенадцать»: проблематика и поэтика поэмы. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Поэт и революция. Влияние Блока на творчество русских поэтов ХХ века. Беседа
32. С.А.Есенин: личность и судьба. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Народно-песенная основа есенинской поэтики. Лекция с элементами беседы
33. Лирика С.А.Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Практикум
34. «Анна Снегина»: биографическая основа произведения. Биографическая основа лирических и лиро-эпических произведений. Лекция с элементами беседы
35. «Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. Биографическая основа лирических и лиро-эпических произведений. Практикум
36. Литература 20-х годов ХХ века. Общая характеристика литературного процесса. Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Лекция
37. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов ХХ века. Трагизм восприятия революционных событий прозаиками  20-х годов ХХ века. Семинар
38. Тема революции и гражданской войны в поэзии 20-х годов ХХ века. Трагическое осмысление темы революции и гражданской войны в поэзии 20-х годов ХХ века. Семинар
39. В.В.Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика поэта. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэтическое новаторство Маяковского. Лекция
40. «Облако в штанах»: проблематика и поэтика поэмы. Ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность и пластика образов, необычность строфики стиха. Практикум
41. Пафос революции в стихах Маяковского. Сатирические стихи. Новаторство лирико-политических поэм поэта. Развитие понятия о формах комического. Беседа
42. Р/Р Любовная лирика Маяковского. Обучение анализу лирического текста. Особенности любовной  лирики Маяковского. Практикум
43. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Развитие понятия о тоническом стихосложении. Беседа
44. Р/Р Классное сочинение  по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского. Самостоятельная работа.
45. Контрольная работа за I полугодие. 
Самостоятельная работа.
46. Литература 30-х – начала 40-х годов ХХ века. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы ХХ века. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы ХХ века. Лекция
47. Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Семинар
48. Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Семинар
49. М.А.Булгаков: судьба и творчество. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Жизнь, творчество, личность. Судьба произведений писателя. Лекция
50. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия». «Дни Турбиных» - пьеса по мотивам романа «Белая гвардия». Драматическое произведение о судьбах людей и революции. Трудная сценическая жизнь пьесы. Практикум
51. Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа. Необычность романа Булгакова. Проблема творчества и судьбы художника. Сатира и глубокий психологизм романа. Беседа
52. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Своеобразие булгаковской «дьяволиады». Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман и др.). Беседа
53. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению  по творчеству М.А.Булгакова. Аналитическая беседа.  Самостоятельная работа.
54. А.П.Платонов: страницы жизни и творчества. Трудная судьба писателя. Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. Лекция
55. Рассказы А.П.Платонова: проблематика и поэтика. 
Контрольный опрос. Индивидуальный стиль писателя. Практикум
56. Связь творчества А.П.Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Практикум
57. Вн.чт. Повесть А. П. Платонова «Котлован» (обзор). Обзорное знакомство с романом «Котлован». Самостоятельные выступления учащихся
58. А.Н.Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа. Историзм и злободневность романа. Образ Петра I. Исторический роман как жанр литературы. Лекция с элементами беседы
59. Новаторство А.Н.Толстого – исторического романиста.
Исторический роман как жанр литературы. Лекция с элементами беседы
60. А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой. Лекция
61. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.А.Ахматовой. Творческое наследие Ахматовой в русской поэзии ХХ века. Беседа
62. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием»  –   поэма о трагедии народа. Тема Родины и гражданского мужества в творчестве Ахматовой. Лирическое и эпическое в поэме. Практикум
63. М.И.Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества. Фольклорные истоки творчества поэтессы. Трагичность поэтического мира Цветаевой. Лекция с элементами беседы
64. Тема творчества, назначения поэта в лирике М.И.Цветаевой. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Беседа
65. Своеобразие поэтического стиля М.И.Цветаевой. Стихотворный цикл (закрепление понятия). Беседа
66. Н.А.Заболоцкий: судьба и творчество. Мысль – образ – музыка в поэзии Н.А.Заболоцкого. Эволюция стиля поэта. Лекция
67. М.А.Шолохов: судьба и творчество. Жизнь, творчество, личность писателя. «Донские рассказы». Лекция
68. «Тихий Дон» –  роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. История создания романа. Роман-эпопея. Специфика художественного строя романа. Беседа
69. Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». «В мире, расколотом надвое…» Правдивое изображение гражданской войны. Проблема гуманизма в романе. Беседа
70. Трагедия Григория Мелехова. Яркость характера и жизненных коллизий. Трагедия Григория Мелехова. Яркость характера и жизненных коллизий. Язык прозы Шолохова. Беседа
71. Женские образы и женские судьбы в романе. Женские образы и женские судьбы в романе. Полемика вокруг авторства. Беседа
72. Р/Р Классное сочинение  по творчеству М.А.Шолохова.
Самостоятельная работа.
73. Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну.
74. Великая Отечественная война в литературе 40 –  50-х годов: обзор. Великая Отечественная война в литературе 40 — 50-х годов: обзор. Лекция
75. Правда о войне в современной литературе.
Правда о войне в современной литературе. Семинар
76. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирич.героя.
77. Реалии и романтика в описании Великой Отечественной войны.
Реалии и романтика в описании Великой Отечественной войны. Практикум
78. Вн.чт. «Городская» проза в современной литературе. Нравственная проблематика и художественные особенности «городской» прозы. Обзорное знакомство с «городской» прозой (одно произведение по выбору учителя и учащихся). Самостоятельные выступления учащихся
79. Вн.чт. «Деревенская» проза в современной литературе. Изображение жизни крестьянства в «деревенской» прозе. Обзорное знакомство с  «деревенской» прозой (одно произведение по выбору учителя и учащихся). Самостоятельные выступления учащихся
80. Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии. Обзорное знакомство с  совр.драматургией (А.Арбузов, В.Розов, А.Вампилов по выбору). Самостоятельные выступления учащихся
81. Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Содержательность, искренность, внимание к личности; современная ритмика и инструментовка. Практикум
82. А.Т.Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Контрольный опрос. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики Твардовского. Лекция
83. Поэмы А. Т. Твардовского о войне и о родине: «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете». Оценка событий первых лет советской власти и периода коллективизации. Народный подвиг в войну Беседа
84. Поэмы «За далью –  даль» и «По праву памяти» как художественное 
осмысление сложного пути родины. Размышления о настоящем, прошлом и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны. Беседа
85. «По праву памяти» – поэма о трагических событиях прошлого, связанных с периодом сталинщины. Размышления об истоках побед и потерь советского народа. Искренность исповедальной интонации. Беседа
86. Б.Л.Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака. Обучение анализу лирического текста. Художественное своеобразие и философский характер лирики Б.Пастернака. Лекция с элементами беседы
87. История создания и идейно-художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Размышления об интеллигенции и революции, решение данной темы в романе «Доктор Живаго». Практикум
88. Вн.чт. Судьба деревни в повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое». Самостоятельные выступления учащихся
89. А.И.Солженицын: судьба и творчество. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в произведениях А.И.Солженицына. Публицистичность художественного произведения. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях Солженицына. Лекция с элементами беседы
90. Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Беседа
91. В.Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»). Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»). Лекция с элементами беседы
92. Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева. Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева. Беседа
93. Нравственно-философские проблемы романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день». Нравственно-философские проблемы романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день». Лекция с элементами беседы
94. В.Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений В.Распутина. Темы и нравственные проблемы произведений В.Распутина. Беседа
95. Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». Беседа
96. Вн.чт. Художественные поиски и традиции в современной прозе. Темы и нравственные проблемы современной прозы. Самостоятельные выступления учащихся
97. Р/Р Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и неореализма, поэзия. Основные направления и тенденции развития современной литературы. Семинар
98. Вн.чт. Художественные поиски и традиции в современной поэзии. Темы и нравственные проблемы современной поэзии. Самостоятельные выступления учащихся
99. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению  по литературе последних десятилетий. Аналитическая беседа.  Самостоятельная работа.
100. Зарубежная литература. Темы и нравственные проблемы произведений Русского зарубежья последних лет. Лекция
101. Проблемы и уроки литературы ХХ века.
Контрольный опрос. Темы и нравственные проблемы произведений русской литературы ХХ века. Практикум
102. Консультации по подготовке к экзаменам.
Практикум