Главная


Информация для родителей

Дистанционное обучение

тел. 8-960-187-28-54

тел. 8-910-104-58-22

 

Основные платформы для обучения:

Официальные группы Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области:

https://vk.com/obrazovanienn
https://instagram.com/obrazovanie_52

Важные ресурсы:

 

 

 

 

 

НИРО 

Аттестация педагогических кадров 

Администрация

Вознесенского муниципального района

Нижегородской области 

 

Мы в социальных сетях



Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates

Учебно-исследовательская работа "Топонимическое пространство сел Бахтызино и Суморьево"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бахтызинская средняя общеобразовательная школа»

Областной конкурс исследовательских и проектных работ
"Юный исследователь"

УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
СЕКЦИЯ:
"Этно-экология мира человека: топонимика, природопользование и интерактивные методики этно-экологии".
                                              ТЕМА:
«Топонимическое пространство сел Бахтызино, Суморьево и их окрестностей»

ВЫПОЛНИЛИ: Якунькова Татьяна, 17 лет    Якунькова Марина, 17 лет
                                                    учащиеся 10 класса МБОУ «Бахтызинская СОШ»     
                                                   Вознесенского района Нижегородской области  
                                                    НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:   Сазикова Е. И.                                                         
                                                     УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
                                                                   
607350 Нижегородская область,
Вознесенский район, с. Бахтызино,
улица Школьный переулок, д. 15а
Телефон: 8(831)78-73461
E-mail: sazikovael@yandex/ru                                                 
                                                                                     2013 год 


        О Г Л А В Л Е Н И Е

I. ВВЕДЕНИЕ. …………………………………………………………... 2-7
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.                                                                                                                                                  
1. Литературный обзор……………………………...                             8
2. Топонимика с точки зрения географа и лингвиста………………   8
3. Классификация топонимов…………………………………..            9
4. Вопрос о топонимах и микротопонимах……………………………………………              10
5. Топонимы и микротопонимы сел Бахтызино и Суморьево       10-13
6. Сравнительный анализ топонимов и микротопонимов
сел Бахтызино и Суморьево                                                        13-14
       III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14
 IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………15
 V. ПРИЛОЖЕНИЯ.
 

 

 

 

 


                                 Введение.

Земля помнит, кто жил на ней и
что делал. Если дети забудут  дела
отцов своих и дедов, то земля
запомнит, поэтому человеку
нельзя терять Родину. Даже мысленная
потеря Родины вызывает ощущение
сиротства и неприкаянности
В. Николаев
Малая Родина… Деревня, где мы родились, где живут наши родители, где все знакомо до слез: тропинка в школу, тонкие красавицы-березки у дороги, узорчатые наличники родного дома, красивые и печальные песни, озорные частушки, богатый и выразительный наш язык.  Все это нужно сберечь и сохранить в своей памяти, как самую большую драгоценность, ведь все это – Родина, а она у человека одна.
Сейчас много говорят и пишут о бездуховности молодежи. А истоки бездуховности -  в утрате национальной гордости, национальных богатств. Географические названия тоже являются ценными памятниками прошлого и настоящего, показывают живую связь времен и поколений, заключают в себе уникальную культурно-историческую информацию. Поэтому тема нашей учебно-исследовательской работы – «Топонимическое пространство сел Бахтызино и Суморьево и их окрестностей».
Топонимы и микротопонимы - это наша история, история народа, его языка. На современном этапе это особенно актуально. Микротопонимика тесно связана с краеведением. Настоящее краеведение немыслимо без занятий топонимикой, т.к. «вся история имен социальна».
• Чтобы дать понимание живой действительности, нужно раскрыть «те связи, которые существуют между явлениями в реальной жизни, осветив надлежащим образом эти связи, показав, как они возникают и развиваются».
• Микротопонимический материал дает представление об особенностях края, данного региона.
 Почему мы выбрали эту тему?
В настоящее время мы, подрастающее поколение, ощущаем необходимость изучения краеведческих вопросов, именно связанных с нашим родным краем. Поэтому считаем, что материал, собранный нами в ходе исследования, будет хорошим подспорьем и для педагогов, и для учащихся. Он будет  способствовать развитию  у школьников познавательных интересов, любознательности, собирательной активности, увлечению историей своего края, села.
    Мы провели анкетирование среди учащихся школы с целью выяснения уровня  знаний местной топонимики. Оно дало не очень утешительные  результаты.                   Результаты анкетирования школьников
 Школьников 5-11 классов мы попросили ответить на вопросы анкеты «Знаешь ли ты местные географические названия?»
Анкета содержала случайно выбранные названия:
Богдан                                         
Шум
Куток
Поташевка 
Макарлейка
Чернижный
Липняг
Тюмерки
Заводь
Ватинки
Малинов выруб
Погореловка
В ходе анкетирования было опрошено 34 человека (18 учащихся, проживающих в селе Бахтызино, 16 учащихся, проживающих в селе Суморьево).
Проанализировав ответы на вопросы анкеты, мы получили следующие результаты:
знают, что такое  и где находится:
Малинов выруб- 3 человека  (18,75%);
Ватинки - 7 человек (43,75%);
Тюмерки- 8 человек (50%);
Богдан- 7 человек (43,75%);
Заводь – 9 человек(56,25%)
Погореловка – 14 человек(87,5%)
Куток -17 человек(94,4%)
Липняг -16 человек(88,8%)
Поташевка -  13 человек(72,2%)
Макарлейка – 13 человек(72,2%)
Чернижный – 13 человек(72,2%)
Шум – 10 человек(55,5%)
Все это помогло нам  высветить такую проблему, как:
Большинство сегодняшних школьников не знают местных географических названий, микротопонимов.


 


 


 

Мы любим свою малую родину. Красивые названия её уголков радуют наш слух, поэтому мы хотим, чтоб они сохранились не только в нашей памяти, но и наши дети смогли бы их услышать. 
    Мы решили создать  Словарь топонимов сел Бахтызино и Суморьево  и издать его. В некоторых из топонимов отражена многовековая история нашего края. Есть названия населенных пунктов,  которым более трёх веков, а есть менее долговечные названия лесов, болот, речек, ручейков, а также полей, покосов, дорог, тропинок, грибных и ягодных мест. Всё это создаёт пёстрое пространство названий новых и старых, официальных и неофициальных, которые украшают нашу речь.
   Мы попытались объяснить происхождение некоторых топонимов.
 Новизна проекта в том, что заявленная тема выходит за рамки школьной программы.
Объект исследования: топонимы окрестностей сел Бахтызино и Суморьево.
Предмет исследования: микротопонимы, характерные для сел Суморьево и Бахтызино.
Цель исследования: дать объяснение местным названиям и классифицировать их. 
Гипотеза исследования: если изучить  топонимы и микротопонимы окрестностей сел Бахтызино и Суморьево, то они будут использоваться молодым поколением  поселка.
Задачи:
• Определить тему (цель)  исследования.
• Изучить литературу, в том числе периодические издания по исследуемой проблеме.
• Определить методы исследования.
• Спроектировать ход исследования.
• Проанализировать фактический материал по теме.
• Оформить исследовательскую работу.
• Презентовать исследовательскую работу на районной  научно-практической конференции учащихся.

Методы исследования
-аналитический;
- анкетирование;
-  личные беседы с жителями;
- интервью;
-метод причинно – следственного анализа.

Структура работы:
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы, приложений:  Словарь топонимов села Бахтызино, словарь топонимов села Суморьево, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Литературный обзор.
Мы  изучили много книг по топонимике, истории, которые нам помогли решить поставленные задачи: А.В. Суперанская «Что такое топонимика?»,  Е.И. Голанова «Как возникают названия»,  «Историко-топонимический  словарь России»,  К.С. Лазаревич «Топонимика – язык Земли».  Очень помогла нам в работе книга вознесенского краеведа В. И. Логинова «Отчий край», в которой он не только рассматривает вопросы, связанные с историей нашего края, но и приводит различные версии образования названий некоторых населенных пунктов.
2.   Топонимика с точки зрения географа и лингвиста
     Топонимикой как наукой занимаются географы и лингвисты. Для географов при определении данного слова важно следующее значение: «совокупность географических названий какой-нибудь местности, страны» (6, с.713) . Лингвисты изучают историю создания, преобразования и функционирования географических названий.
           И географы, и лингвисты соглашаются в том, что назначение топонима: выделять объект из ряда ему подобных. Об этом пишут в своих работах Е.М.Поспелов («Топонимика в школьной географии», 7,с.93) и В.А.Никонов («Введение в топонимику», 5, с.47).
          Топонимы – имена собственные, а значит, «как все слова, имеют свою историю, подчиняются законам языка и изучаются наукой о языке лингвистикой» (2, с. 86,89) в разделе ономастика (раздел языкознания, изучающий собственные мена), а именно топонимикой (наукой о наименованиях географических объектов).

 

3.  Классификация топонимов
Топонимические классификации имеют свою историю. Первые попытки деления географических названий относятся к 19 веку, когда была показана их принадлежность к морфологическим группам. Вопросы классификации нередко спорны и противоречивы. Как их строить, чтобы они были просты и логичны? Может быть, несколько схем деления географических названий на категории в зависимости от принципа, который положен в основу той или иной классификации. Создание единой универсальной схемы, отвечающей разнообразным требованиям, представляется маловероятным.
Рассмотрев различные классификации (профессора Гумецкой, Селищева, Жучкевича, Суперанской) мы выбрали наиболее приемлемую классификацию для топонимов нашего края: деление географических названий по объектам номинации.
1.                  Ойконимы – названия населённых мест.
2.                  Оронимы - имена элементов рельефа, его форм: гор, холмов, бугров, впадин.
3.                  Гидронимы – имена рек, ручьев, родников, болот:
4.                  Годонимы – имена улиц, площадей, переулков.
5.  Имена растительных сообществ – лесов, лугов, степей, покосов.

 


4. Вопрос о топонимах и микротопонимах
       Следует различать топонимы и микротопонимы. Существует несколько точек зрения по этому вопросу.
    Так Суперанская (9, с.48) считает, что «микротопонимы – это индивидуальные названия небольших природных или искусственно созданных объектов, обычно отражающие их характер и свойства, смена населения ведёт к массовой смене топонимов. Микротопонимы образуют наиболее подвижную часть топонимики.
Топонимы – официальные наименования, юридически значимые, стилистически нейтральные. Микротопонимы – неофициальные, известные в пределах одного населенного пункта, допускающие вариативность наименования. Сфера их употребления – неофициальная обстановка.
     Мурзаев (4, с.5) предупреждает о том, что «топонимы – категория лингвистическая и поэтому подчиняется законам языка,… нельзя поставить знака равенства между обычными словами, которыми мы пользуемся для передачи образов и мыслей, и топонимами, часто не несущими смысловой нагрузки и часто отвечающие только служебной задаче - обозначению данного географического объекта».

5. Топонимы и микротопонимы сел Бахтызино, Суморьево и их окрестностей.
          Прежде чем проанализировать топонимическое пространство сел Бахтызино и Суморьево, мы провели опрос местных жителей с целью сбора информации. Собранный материал был систематизирован и оформлен как Словарь топонимов и микротопонимов сел Бахтызино, Суморьево и их окрестностей. Словарь состоит из 45 слов.
Среди собранных наименований собственно топонимами следует считать лишь 4 официально юридически закреплённых наименования: Бахтызино, Суморьево (название сел), т.к. они обозначены на карте области, района, значатся в адресной книге, обозначены на штампе о проживании в паспортах жителей; Мокша. Сарма (название рек), т.к. обозначены на карте области и  района.
                Все остальные названия следует отнести к микротопонимам, т. к.
 1) они употребляются в разговорной речи, имеют варианты наименований
(ул. Ленина – Куток и т. д.);
2) известны только в пределах данного населённого пункта (названия лесов: Чернижный, Липняг, Чертеж и т.д. небольших  озёр: Богдан, Долгое и т. д., названия болот: Малинов выруб, Ватинки и др.).
Собранные микротопонимы мы классифицировали следующим образом:
ойконимы -  2: Бахтызино, Суморьево;
годонимы – 15: Ермачевка (улица Силаева), Орестов куток (часть улицы Ленина), Галчевка (улица Пушкина), Симновка (часть улицы Ленина), Рыбновка (часть улицы Ленина), Поташевка (улица Силаева), Футбола (улица Калинина), Стрешнево (западная часть села), Шахаевка (восточная часть села), Шляков конец ( ул. Полевая), Середка ( ул. Школьная), Погореловка (  ул. Школьная),  Куток ( ул. Полевая), Новая Слобода (улица) ;
гидронимы -  19: Сарма, Мокша, Уткино болото, Богдан, Тюмерки, Ватинки, Пошанкино, Заводь, : Клюквенное,  Малинов выруб, Долгое, Чистое, Корявое, Гладкий лужок, Большой Мочаг, Малый Мочаг, Журавлиное, Сосновое, Ольховое, Архипхино ;
имена растительных сообществ -  9: Шум, Поруб, Чернижный, Липняг, Чертеж, Рахманка, Федешка, Макарлейка, Камни.
             В скобках указаны современные и устаревшие варианты названий.
С точки зрения времени зарождения топонимы и микротопонимы можно разделить на две группы :
первая группа – возникшие до Октябрьской революции 1917г– 18:Бахтызино, Суморьево, Мокша, Сарма, Орестов куток, Поташевка, Стрешнево, Шахаевка,Уткино болото, Богдан, Тюмерки, Ватинки,Пошанкино, Заводь, Шум, Рахманка, Федешка, Макарлейка.
вторая группа – возникшие в Советскую эпоху -27 (все остальные наименования).
                 Анализируя содержательную информацию топонимов и микротопонимов, мы увидели, что в них отразились:
             1) местоположение по соотнесенности с другими объектами – 2 (Середка – улица, расположенная в середине села Суморьево, Куток – часть улицы, расположенная на краю села).
 2) характеристика объекта по его внешнему виду  – 11 (озеро Тюмерки – темное, сумеречное; озеро Ватинки – илистое, много тины; озеро Заводь -  небольшое, расположенное недалеко от реки; болото Долгое – длинное по форме; болото Чистое – в болоте чистая, прозрачная вода; болото Корявое – много кочек; болота Большой мочаг, Малый мочаг – по размеру; болото Гладкий лужок – ровное; Суморьево – сумерки, частые туманы из-за близости реки, Поганка – глухой, плохо пахнущий лес) ;
3)  особенности заселения объекта – 2 (Уткино болото, Журавлиное болото);
4) особенности растительности – 6(болота: Клюквенное, Малинов выруб, Сосновое, Ольховое; леса: Чернижный, Липняг);
5)  исторические события страны и особенности политической и хозяйственной деятельности человека -8 (Поташевка – связано с производством поташа, Погореловка – частые пожары, которые происходили чаще всего по вине человека, Новая слобода – название связано с единоличными хозяйствами, Шум – название отражает конфликты (шумы), которые происходили у
6) между крестьянами разных сел из-за земли, Поруб – вырубленная в результате хозяйственной деятельности человека часть леса, Футбола);
7) названия, связанные с легендами: 2
Чертеж – это название части леса около с. Бахтызино в сторону р.п. Вознесенское. Лес называется так потому, что существует легенда о том, что в давние времена в этой части леса было болото, и в этом болоте утонул один дед, и как говорили старые люди, его заманили в болото нечистые силы (черти), и он утонул. Отсюда происхождение слова чертеж.
Камни -из глубины веков дошла до нас легенда о камнях:                      
         «Недалеко от села Бахтызино посреди поля с незапамятных времен лежат два камня: поменьше размером белый, побольше чёрный. С этими камнями связана старинная легенда. В давние времена жили в нашем селе сестра и брат. Родители у них умерли. Сестру звали Алёнушкой, а брата Иванушкой. И вот напали на наше село враги, монголо-татары. Они захватывали  людей и угоняли их в плен. Но Алёнушка с Иванушкой не захотели быть пленниками и решили бежать. Враги погнались за ними, жестоко избивая их кнутами. Брат с сестрой не смогли вынести этих издевательств и стали молить бога, чтобы он помог им. Бог, услышав их молитву, превратил их в камни. Так и лежат с тех пор эти камни в поле. Они все в рубцах, как от побоев, и вросли в землю. Один из жителей нашего села решил взять эти камни и положить их под дом вместо фундамента. Но вскоре он возвратил эти камни на прежнее место, потому что целыми ночами хозяева не спали: они слышали стоны и плач  из-под дома. Это стонали и плакали Алёнушка и Иванушка. Если приложиться ухом к камням, то можно услышать удары, как будто стучат сердца Алёнушки и Иванушки».

8) антропонимы  – 15: Бахтызино, Ермачевка, Симновка, Галчевка, Рыбновка, Стрешнево, Шахаевка, Орестов куток, Макарлейка, Шляков конец, озеро Богдан, озеро Пошанкино, Архипкино болото, Рахманка, Федешка.

6. Сравнительный анализ топонимов и микротопонимов сел Бахтызино и  Суморьево.

             Проанализировав топонимическое пространство двух сел, мы пришли к следующим выводам:
1. Наименования тесно связаны с географическим положением сел: с  селом Суморьево связано 19 гидронимов, а с селом Бахтызино – всего 2. Это неслучайно, так как Суморьево расположено на берегу реки, в окрестностях много озер и болот.
2. В окрестностях села Бахтызино преобладают названия растительных сообществ  - 8, в с. Суморьево – нет. Объясняется это просто: когда возникло село Бахтызино (более трехсот лет назад), его окружали дикие, непроходимые леса, со временем они вырубались, но названия сохранялись.
3. В с. Бахтызино сохранилось больше наименований, связанных с историей, хозяйственной и политической деятельностью человека. Мы предполагаем, что крестьяне, жившие в с. Суморьево, были более зажиточными. Природа и земля здесь была богаче, чем в с. Бахтызино: люди ловили рыбу, на болотах было много ягод, плодороднее была земля, поэтому наименования здесь связаны больше с природой, а не с деятельностью человека.


                         Заключение.

Мы любим свою малую Родину.  Для нас это не пустые слова, нам небезразлично, что станет с нашими селами в будущем. Очень не хотелось бы, чтобы исчезли с карты нашей безграничной страны дорогие нашему сердцу деревеньки, унеся с собой все духовное богатство, бережно хранимое нашими предками. Мы, современная молодежь, не должны быть «Иванами, не помнящими родства», не должны чрезмерно увлекаться всем иностранным, с восторгом взирая на Запад. Мы считаем, что это тупиковый путь для нашей страны. Только народные традиции, народная культура, русский язык  могут стать для нас животворным родником, который поможет нам перейти через «пустыню» непонимания и преград.
          

 

 

 


Использованная литература
1. Голанова Е.И. Как возникают названия. М.: Просвещение, 1989.
2. Лазаревич К.С. Топонимика – язык Земли. http://1september.ru.
3. Логинов В. И. Отчий край.: Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1994
4. Лурье В. Микротопонимика Ленинграда-Питера. http://ruthenia.ru.
5. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Издательство «Дебрянск», 2000.
6. Суперанская А.В. Что такое топонимика. М., Наука, 1984.
7. Поспелов Е.М. Историко-топонимический словарь России. М., Профиздат, 2000.