Главная


Информация для родителей

Дистанционное обучение

тел. 8-960-187-28-54

тел. 8-910-104-58-22

 

Основные платформы для обучения:

Официальные группы Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области:

https://vk.com/obrazovanienn
https://instagram.com/obrazovanie_52

Важные ресурсы:

 

 

 

 

 

НИРО 

Аттестация педагогических кадров 

Администрация

Вознесенского муниципального района

Нижегородской области 

 

Мы в социальных сетях



Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates

Проект "Создание сборника фольклорных произведений"

Информационная карта проекта

Название проекта «Возвращение к истокам». -  Изучение фольклорных произведений родного края как средство пропаганды красоты народной речи, родного слова
Автор проекта  Сазикова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ «Бахтызинская СОШ»
Соавторы  проекта Учащиеся 7 класса  МБОУ «Бахтызинская СОШ »
Заказчик проекта МБОУ «Бахтызинская СОШ» Вознесенского района  Нижегородской области
Цель и задачи проекта Цели проекта
1. Приобщение к устному творчеству своего народа.
2. Знакомство с богатством,  разнообразием жанров и особенностями  фольклорных текстов , бытующих на территории нашего  района.
3. Совершенствование навыков работы с фольклорным текстом.
4. Составление сборника текстов «Весняночка».

Задачи проекта
1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении фольклора.
2. Увидеть, что устное народное  творчество   для детей  – часть общей духовной культуры народа, отражение в нём национальных черт характера, народных традиций, представлений о добре и зле.
3. Проследить путь, который проходит фольклорный текст, прежде чем он станет достоянием читателя.
4. Научиться самостоятельно получать, обрабатывать и обобщать информацию с использованием ИКТ в процессе работы над проектом.
Результаты работы Выпуск Сборника фольклорных произведений Вознесенского района

Сроки реализации проекта Сентябрь 2012года – январь 2013года

Контроль над реализацией проекта Методический совет школы и координационный совет проекта

 

II Аннотация
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», - писал А. С. Пушкин в «Набросках статьи о русской литературе». Я полностью согласна с мнением великого поэта и считаю, что исследование  фольклора нашего края – необычайно важная задача. Живя в селе, мы с чувством глубокого огорчения осознаем, что люди постепенно отходят от своих корней. Необходимо увлечь окружающих, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателя, а село – это мир народных традиций в их наиболее чистом, родниково-свежем виде; это мир чудных легенд и поверий, преданий и красочных историй, веками слагавшихся в культурную первооснову нации. «Начало искусства слова – в фольклоре», - писал М. Горький.
   Мы живем на юго-западе Нижегородской области, на границе с Мордовией. Судьба наших деревень так же плачевна, как и многих других.  Мы потихоньку умираем. Молодежь предпочитает уезжать в город. Забываются наши традиции, не поются больше задушевные народные песни, редко услышишь на селе звонкие переливы гармоники, не слышно задорных частушек. Но нельзя забывать того, что является нашим истоком, нашими корнями. Отсюда наш интерес к этой теме, желание создать Сборник фольклорных произведений нашего района, пока еще это не поздно.
  Анкетирование среди жителей деревни и учащихся школы с целью выяснения уровня  знаний местного фольклора дало удручающие результаты. Если   73% взрослых смогли вспомнить какие-то фольклорные произведения, то только19% детей вообще смогли объяснить что-то.  Зато о своем желании познакомиться с фольклором  родного края заявил 91% взрослых и 90% детей. Так возник социальный заказ на проект.
Мы любим свою малую родину. Красивые песни, задорные частушки, мудрые пословицы радуют наш слух, поэтому мы хотим, чтоб они сохранились не только в нашей памяти, но и наши дети смогли бы их услышать. 
    Мы решили создать  Сборник фольклорных произведений «Весняночка» и издать его. Новизна проекта в том, что заявленная тема выходит за рамки школьной программы.
Положительные стороны
предпроектной деятельности Отрицательные
 моменты деятельности Выявление проблем
1. Интерес к изучаемой теме.
2. Богатый материал для исследования.
 1.Недостаток времени для проведения исследования.
2.Малочисленность ученического коллектива. 1. Фольклор   недостаточно полно изучается в школе.
2. С исследованием немного запоздали, так как осталось очень мало старожилов.

 

III. Цели и задачи проекта
Цели проекта
1. Приобщение к устному творчеству своего народа.
2. Знакомство с богатством,  разнообразием жанров и особенностями  фольклорных текстов , бытующих на территории нашего района.
3. Совершенствование навыков работы с фольклорным текстом.
4. Составление сборника текстов «Весняночка».

Задачи проекта
1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении фольклора.
2. Увидеть, что устное народное  творчество для детей  – часть общей духовной культуры народа, отражение в нём национальных черт характера, народных традиций, представлений о добре и зле.
3. Проследить путь, который проходит фольклорный текст, прежде чем он станет достоянием читателя.
4. Научиться самостоятельно получать, обрабатывать и обобщать информацию с использованием ИКТ в процессе работы над проектом.


Методы исследования:
 
1. теоретический;
2. диагностический;
3. исторический;
4. проектирование;
5. эксперимент;
6. описательный;
7. анкетирование;
8. анализ документации.
 

 V. Предполагаемые результаты реализации проекта
           1)  Открытие для учащихся возможности почувствовать колорит и самобытность родного слова, понять глубинные процессы, которые происходили и происходят в языке, осознать его место и роль в формировании национальной культуры.
2) Совершенствование системы обучения школьников на основе использования ИКТ.
3) Пополнение информационной базы методического сопровождения курса « Фольклор». 
4) Публикация материалов проекта в сборнике фольклорных произведений родного края.


VI.  Целевые группы проекта
1) Школьники 7класса и местные жители, которые участвуют в анкетировании  и опросе;
2) Ученики 7 класса, которые занимаются исследовательской работой;
3) Учителя русского языка  и начальных классов, которые могут использовать материалы по фольклору,   полученные в ходе реализации проекта, в учебном процессе;
4) Читатели сельской библиотеки, которые могут ознакомиться с материалами сборника фольклорных произведений родного края «Весняночка». 

                                   Субъекты проектной деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 


VII. Теоретическая основа проекта
В проекте реализованы актуальные в настоящее время личностно- ориентированный и коммуникативно-когнитивный подходы к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка, в интеграции учебной и внеурочной деятельности.
 
VIII. Содержание проекта
   Настоящий проект основан на   изучении фольклорных традиций села Бахтызино, где находится школа, и окрестных деревень, их истории на примере местных легенд и преданий, песен и быличек, частушек и детского фольклора. Это важный элемент филологического образования и общего развития сельского школьника.
           Наш край богат фольклорными традициями: есть еще люди, которые  помнят и берегут народные обряды, песни, легенды и сказки. В соседних деревнях и сёлах до сих пор существуют древнейшие обряды. В селе Борки на Духов день совершается обряд «Дуняша», берущий начало в давние времена и связанный с языческими верованиями славян. В селе Сар- Майдан есть детский обрядовый театр «Майданочка». В нашем селе тоже есть фольклорный коллектив, получивший звание народного.
         
          Порядок и последовательность работы над проектом.
1. Планирование работы.
Вместе с ребятами мы наметили, кого нужно посетить, какие вопросы будем задавать при сборе фольклорных произведений, какие жанры фольклора представляют особенный интерес.
2. Сбор фольклорных произведений.
Это самый важный этап проекта. Дети в первую очередь обращались за помощью к своим близким: к мамам, бабушкам, дедушкам.
Потом мы посетили художественного руководителя фольклорного коллектива нашего села Рыбину Е. В., директора краеведческого музея Гусеву В. Н., сельского библиотекаря Ермакову Н. М. (в сохранившихся в библиотеке подшивках газеты «Наша жизнь» в рубрике «Краеведческие заметки» мы нашли много нужного и интересного для нас). Помогла нам в работе книга известного вознесенского краеведа В. И. Логинова «Отчий край».
3. Редактирование текстов.
Собранные тексты мы отредактировали, сохраняя особенности местного диалекта.
4. Компонование.
Фольклорные произведения распределили по разделам: 1) легенды и предания; 2) календарные обряды и праздники; 3) песни и частушки; 4) детский фольклор; 5) свадебный обряд; 6) похоронный обряд; 7) заговоры; 8) пословицы, поговорки и загадки.
Результатом работы фольклорной экспедиции стал сборник «Весняночка» (Фольклорные произведения нашего края). Ученики принимали участие не только в сборе фольклорных произведений, но и в оформлении книги.

X. Программа реализации проекта

Этап Содержание деятельности Сроки  Предполагаемый результат
 Подготовительный 1. Изучение и анализ информации по организации проектной деятельности.
1. Использование «Интернет»- ресурсов.
2. Использование печатных источников.
3. Создание базы данных по теме. Сентябрь-октябрь 2012года Создание базы данных
 2. Определение задач проекта
1. Презентация педагогической идеи учительскому и ученическому коллективу.
2. Анкетирование местных жителей и учащихся школы на предмет заинтересованности по реализации проекта. Ноябрь 2012года Проект
 3. Определение места проекта в образовательной системе школы Ноябрь 2012года Проект
 4. Определение партнеров проекта Ноябрь 2012г. Создание рабочей группы
 Практический 1. Подготовка  плана работы Декабрь 2012г. Проект
 2.  Сбор и изучение материалов  Декабрь 2012 Проект
 3. Оформление и компьютерная верстка собранных материалов
 Январь 2013 Проект
 4. Участие  в районной научно-практической конференции
 Март 2013года Исследовательская работа с промежуточными результатами по проекту
 5. Выпуск  Сборника фольклорных произведений родного края Декабрь- январь  Пополнение книжного фонда в сельской и школьной библиотеках
Аналитический  1. Обобщение материалов и размещение их на страницах школьного сайта 2013год Доступность информации для всех пользователей сети Интернет

XI. Программа управления реализацией проекта

11.1 Механизм реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на период с сентября 2012 года по  январь 2013 года.
 Заказчиком проекта является администрация МБОУ «Бахтызинская СОШ» Вознесенского района Нижегородской области. 
В целях привлечения общественности к управлению реализацией  проекта создан координационный совет. В его состав входят представители родительской общественности, заказчика.
Текущее управление реализацией проекта осуществляется  методическим советом школы,  который проводит мониторинг результатов реализации проекта; уточняет целевые показатели по программным мероприятиям.
Автор проекта в конце каждого этапа информирует методический совет, заказчиков о ходе реализации проекта.
11.2 Ресурсное обеспечение проекта
Статистические данные о ресурсном обеспечении проекта представлены в таблице
Перечень ресурсов Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно-правовое обеспечение 1.Программа реализации проекта согласована с администрацией  школы.
2.Изданы приказы и распоряжения по реализации проекта.
2. Организационные ресурсы 1.Создана система контроля над реализацией проекта.
2. Подобрана группа соисполнителей проекта.
3. Материально-технические ресурсы 1. Наличие компьютерной техники, мультимедиа, множительной техники.
2. Наличие словарей и справочников.
4. Финансовые ресурсы Проект финансируется из средств районной администрации, отдела образования, школы и спонсоров.
XII. Выводы по проекту
Изучение  устного народного творчества необходимо. Это, в какой-то мере, способствует развитию морально-нравственных качеств человека, приобщает к отечественной и мировой духовной культуре, а также содействует закреплению национальных традиций и обеспечивает преемственность поколений.
Встреча с устным народным творчеством всегда праздник. Обращаясь к фольклорному тексту, мы тем самым расширяем свой кругозор.  Ведь фольклор – кладовая  духовной культуры человека.  
Мы  любим свою малую Родину.  Для нас  это не пустые слова, нам небезразлично, что станет с нашей  маленькой деревней в будущем. Очень не хотелось бы, чтобы исчезло с карты  безграничной страны дорогое нашему  сердцу село, унеся с собой все духовное богатство, бережно хранимое нашими предками. Мы, современная молодежь, не должны быть «Иванами не помнящими родства», не должны чрезмерно увлекаться всем иностранным, с восторгом взирая на Запад. Мы  считаем, что это тупиковый путь для нашей страны. Только народные традиции, народная культура могут стать для нас животворным родником, который поможет нам перейти через «пустыню» непонимания и преград.