Биография
Алиса Фрейндлих – советская и российская актриса, народная артистка СССР. Знаменитость не пересматривает фильмы со своим участием и считает себя театральной личностью, а не киношной.
«Театральный артист властен над ролью. Персонажи живут столько, сколько идет спектакль. И можно что-то упущенное дочувствовать, додумать».
А кинопленка попадает в руки монтажера, и даже если исполнитель роли уверен, что вот в этом кадре он сыграл как надо, его могут вырезать, потому что режиссеру виднее.
Главные награды в её жизни
Во втором браке весной 1968 года у Алисы Фрейндлих и её супруга Игоря Владимирова родилась дочь Варвара. При таких родителях у девочки не было другого жизненного пути, кроме того, как стать актрисой. Варя служит в том же театре, что и Алиса Бруновна. Муж Варвары, известный политик, Сергей Тарасов в 2009 году погиб в железнодорожной катастрофе, когда подорвался поезд «Невский экспресс». У Алисы Бруновны два внука – Никита и Аня. В них она души не чает.
Алиса Фрейндлих прошла свой творческий путь от эпизодических ролей до «великой, выдающейся актрисы», за это время она заслужила 5 орденов, порядка 20 национальных и Государственных премий, звание Заслуженной артистки РСФСР, Народной артистки РСФСР, Народной артистки СССР.
Её коллеги по театральному цеху говорят об Алисе Бруновне:
«Куда бы ни приехала наша труппа, в зале всегда будет аншлаг, если на афишах написано имя Фрейндлих. Она всегда молодая, сколько бы ей ни исполнилось, и ещё через много лет будет моложе нас всех».
Детство и юность
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в декабре 1934 года в Ленинграде под знаком зодиака Стрелец. Мама Ксения Федоровна всю юность прожила в Пскове, потом переехала в Северную столицу. Девушка записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.
Семья отца Фрейндлих переехала в Россию еще при правлении императрицы Екатерины II Великой. Фрейндлихи были известны как хорошие стеклодувы. Отец Бруно, Артур, хотел продолжить семейное дело, но попытка не увенчалась успехом, так как у второго сына оказались слишком слабые легкие.
Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал императорский двор. Поработав там какое-то время, дедушка Алисы Фрейндлих решил открыть собственное дело: он закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску: «Изящная обувь Фрейндлих». Однако Артуру не удалось воплотить свои планы, он скоропостижно скончался.
Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934-го у пары родилась дочка. Изначально мама хотела назвать малютку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени – Алиса. Дочку записали русской по национальности.
Еще в детстве будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда Алисе было 3 года, она увидела дипломное выступление сестры мамы и ее супруга. Родственники оканчивали консерваторию. Это зрелище сильно повлияло на маленькую девочку, она 3 дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая платья мамы.
View this post on Instagram
A post shared by Алиса Фрейндлих (Фан) (@alice_freindlih_)
Алиса Фрейндлих в молодости
До начала Второй мировой войны отец будущей звезды экранов уехал с театром на гастроли в Ташкент. Родители Фрейндлих решили расстаться. Алиса осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно с женой арестовали и расстреляли.
В 1941-м Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью Фрейндлих всегда вспоминает этот период как сaмый тяжелый и сaмый яркий. Актриса отчетливо помнит события тех дней, вплоть до мелочей. Выжить удалось благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.
Здоровье Алисы и мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания. Тяжело жилось психологически – из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны мать с дочкой переехали в Таллин.
В Эстонии Алиса прожила с мамой 3 года и окончила 5-й класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и будущая артистка продолжила учебу в своей старой школе. В Северную столицу также переехал отец Фрейндлих вместе с новой семьей. Как вспоминала звезда кино, мама была не против общения дочери с родным папой, но новая жена Бруно запрещала родным людям встречаться. Более того, сводная сестра от второго брака даже не догадывалась о существовании Алисы.
В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела советская актриса Мария Призван-Соколова. Педагог поверила в талант юной подопечной и обучила азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса Фрейндлих с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, где без труда получила профильное образование.
Ранний брак
В красивые глаза Алисы была влюблена почти вся мужская часть группы в институте. Но девушка выделила для себя одного одногруппника. Это был Владимир Карасев. Романтические отношения между ними возникли уже на третьем курсе института. Уже через год Владимир сделал предложение своей возлюбленной.
Будучи студентами Алиса и Владимир поженились. Так как оба не имели финансового дохода, то жить они решили вместе с родными Алисы. Брак продержался чуть больше года. Оказалось, что чувство влюбленности быстро прошло. Возможно, его даже и не было. Как призналась сама актриса ей нужны были мужские руки в доме, а вот отношения с нелюбимым мужчиной тяготили ее.
Алиса предложила Владимиру развестись. Он не стал сопротивляться. Развод они оформили тихо и мирно разошлись каждый своей дорогой.
Театр
После успешного окончания театрального института Алису пригласили в Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской. Как вспоминает Фрейндлих, здесь она прошла огонь, воду и медные трубы. В театре Комиссаржевской молодая артистка получала только те роли, которые не устраивали любимицу публики Эмму Попову. Фрейндлих было нелегко, она много переживала. Но Алиса Бруновна безмерно благодарна за эту актерскую и жизненную школу. В этом театре она сыграла больше десяти ролей.
В 1961 году она перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, где актрису маленького роста (153 см) и огромного таланта заметили и оценили по достоинству. В театре Ленсовета Фрейндлих стала настоящей примой. Руководитель уловил специфику ее актерского таланта. Игорь Владимиров при выборе репертуара ориентировался на индивидуальность Фрейндлих.
В 80-е годы после развода с Владимировым стала выступать на подмостках Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова в Ленинграде. Зрители видели ее как в классических постановках Уильяма Шекспира и Антона Павловича Чехова, так и в сюжетах современных авторов.
В 2021 году в БДТ состоялась премьера пьесы Ивана Вырыпаева «Волнение», которая была написана специально для Алисы Фрейндлих. В интервью журналистам режиссер признался, что работал над произведением «с огромным уважением и благодарностью за ее творческий путь». Знаменитость предстала в образе американской писательницы польского происхождения. Спектаклем звезда сцены отметила 35-летие работы в театре.
Третий муж Юрий Соловей: кто такой, причины семейных скандалов
В начале 80-х годов XX века Алиса Бруновна вышла замуж за актера и художника Юрия Соловья. Они познакомились, когда он пришел работать в театр Ленсовета. Супружеская жизнь не была спокойной. Юрий постоянно устраивал скандалы, так как чувствовал, что находится в тени жены. В 1990 году они развелись.
Разница в возрасте Алисы Фрейндлих и Юрия Соловья – 15 лет
С 1985 года мужчина работал художником-постановщиком в нескольких театрах. В 1989 году открыл собственное художественное ателье. Вскоре после развода Соловей женился вновь и переехал в Израиль. С 1999 года проживает в Германии. С 1992 по 2009 год его персональные выставки проводились в России, Германии, Франции, Израиле, США. Большая часть его картин находится в частных коллекциях.
Фильмы
Если в 60-х годах Фрейндлих была уже хорошо известна в театральных кругах, то с кино ей не везло. На главные роли почти не приглашали. В дебютной картине «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не появилась в титрах. Артистка сыграла школьницу в «Бессмертной песне», буфетчицу в «Полосатом рейсе», Эллочку-людоедку в телеспектакле «12 стульев» и ряд других эпизодических ролей. Исключение составила комедия «Похождения зубного врача».
Удача улыбнулась Алисе Фрейндлих в 1974-м. Актрису задействовали в целой серии достаточно популярных кинолент. В мелодраме «Анна и Командор» она сыграла собеседницу Иннокентия Смоктуновского, рассказывающую о погибшем муже. В роли последнего выступил Василий Лановой.
Иннокентий Михайлович озвучил экранного супруга звезды в мелодраме «Опасный возраст» о парфюмере, утратившем способность различать запахи. Со Смоктуновским Фрейндлих снялась в детском фильме «Принцесса на горошине» по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Артистка получила главную роль еще в одной экранизации произведения датского прозаика – «Тайна Снежной королевы».
Драма Элема Климова «Агония» вышла на экраны с 4-й попытки – не пропускала советская цензура. В ленте о падении Российской империи Фрейндлих предстала в образе придворной дамы, ярой почитательницы Григория Распутина.
Музыкальная комедия «Соломенная шляпка» подарила Алисе роль беззаботной баронессы, за чье внимание дерутся Михаил Козаков и Михаил Боярский.
Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков в фильме «Служебный роман».
Posted by Vladimir Khudiakov on Tuesday, December 8, 2020
Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков в фильме «Служебный роман»
Когда Андрей Тарковский приступил к экранизации романа Бориса и Аркадия Стругацких «Пикник на обочине», в главной роли он видел жену Ларису. По совету оператора картины пригласили на пробы Марину Неелову и Алису Фрейндлих. Неелова не подошла по возрасту. Алисе довелось сыграть жену персонажа Александра Кайдановского. Артистка сожалела, что впоследствии судьба больше не сводила ее с постановщиком. В 2015 году Фрейндлих на фестивале «Зеркало», носящем имя Тарковского, вручили премию «За вклад в кинематограф».
Всенародная любовь зрителей пришла к ней после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Кулагиной исполнительницу сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в кино, так как считал, что съемки вредят работе в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в Ленинград и лично уговаривать коллегу, чтобы тот согласился.
Трудолюбивая звезда учила роль Кулагиной по ночам. Но этот труд стоил того: после выхода картины Алиса Бруновна проснулась знаменитой. Она сама нашла подходящий костюм для своего образа, походку скопировала у деловых женщин того времени. Кстати, в «Служебном романе» Фрейндлих исполняет две песни, которые стали хитами: «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет». Ей пришлось сыграть двух героинь в одной: строгую «мымру» в начале сюжета и цветущую красавицу после преображения.
View this post on Instagram
A post shared by BASTARD (@a.freindlich)
Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман»
Роль главного протагониста и любовного интереса Кулагиной, Анатолия Новосельцева, исполнил Андрей Мягков, а главного антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Светлана Немоляева исполнила роль Рыжовой, а Лия Ахеджакова примерила яркий образ секретарши Верочки, озабоченной перевоплощением своей начальницы. Реплики Веры о бровях и походке Людмилы Прокофьевны стали афоризмами и надолго вошли в речь телезрителей.
После фильма «Служебный роман» Фрейндлих, по мнению критиков, сыграла еще одну выдающуюся роль – королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Сначала Алисе Бруновне было сложно вжиться в образ, но после разъяснений режиссера она поняла, каким характером и стилем поведения обладает героиня.
Эльдар Рязанов впоследствии писал в книге «Неподведенные итоги» о ее работе в киноленте:
«Не попасть под очарование Алисы Бруновны – женское, человеческое, актерское – было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт зазнайства или превосходства, наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная расположенность к людям — такова Алиса Бруновна в жизни».
Затем Алиса Фрейндлих сыграла в двух совершенно непохожих друг на друга комедиях с говорящими названиями: «Старомодная комедия» была скорее мелодрамой о романе в пансионате, а «Комедия ошибок» – классической комедией по мотивам пьесы Шекспира о близнецах, которые своим сходством вносят неразбериху в спокойную жизнь города.
Михаил Боярский в роли Трубадура, Принцесса — Алиса Фрейндлих, 1974 год, СССР
Posted by В стиле ретро on Friday, March 24, 2017
Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский
В 1981 году в жизни Фрейндлих произошли запоминающиеся события, которые повлияли на ее дальнейшую судьбу. Алисе Бруновне присудили звание народной артистки Советского Союза, и вскоре после этого она разошлась со вторым мужем. Вместе с Игорем Владимировым актриса проработала еще 2 года.
В 1983 году она перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького, где дебютировала в постановке «Киноповесть с одним антрактом». Затем Фрейндлих начала появляться в главных ролях в многочисленных спектаклях: «Коварство и любовь», «Макбет», «Уроки танго и любви», «Лето одного года», «Калифорнийская сюита», «Дядюшкин сон» и прочих.
Параллельно обворожительная знаменитость снималась в кино: «Жестокий романс», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», «Бесприданница» и другие фильмы.
После распада СССР в карьере Фрейндлих наступил застой. В 1993-м она снялась в продолжении «Мушкетеров», но картина получилась не столь популярной, как первая часть. Однако стоит отметить работу Тодоровского «Подмосковные вечера», принесший первую премию «Ника» за главную женскую роль.
После «Подмосковных вечеров» актриса долгое время не снималась. На широкий экран Фрейндлих возвратилась в 2004 году, ее пригласили на одну из главных ролей в кинофильм «На Верхней Масловке». Партнером Алисы Бруновны по съемочной площадке стал Евгений Миронов. За роль 87-летней скульпторши Анны Борисовны она получила вторую «Нику».
Критики тепло приняли персонажа Алисы Фрейндлих, отметив, что та по-новому раскрыла образ пожилой героини – сыграла не стереотипную бабушку, а простую женщину, которая все еще любит, мечтает и чувствует, несмотря на возраст.
В 2001–2006 годах снималась в главной роли детективного мини-сериала «Женская логика». Поклонникам запомнилась любознательная Ольга Туманова – сотрудница издательства по профессии и сыщик по призванию.
Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих. 1978 год. Фото Б.Балдина
Posted by Александра Авдеева on Tuesday, May 7, 2019
Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров
В 2008 году Фрейндлих получила две главные роли в картинах «Васильевский остров» и «Марево».
В 4-й части повествования об отважных рыцарях плаща и шпаги «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» Алиса Бруновна вновь сыграла королеву Анну Австрийскую. И через 30 лет после выхода первого фильма по произведению Александра Дюма гордая испанка в исполнении актрисы была так же хороша, как и в молодости.
В 2009 году Алиса Фрейндлих сыграла в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященной биографии и произведениям Иосифа Бродского. Режиссер Андрей Хржановский призывал не считать киноленту байопиком, а воспринимать как работу, основанную на стихах и прозе Бродского. Фрейндлих сыграла мать поэта и была действительно счастлива получить эту роль, так как очень любит стихи Бродского.
Еще одним запоминающимся событием того года стал 75-летний юбилей Алисы Фрейндлих, встреченный на сцене Центрального дома актера.
В 2014 году Алиса Фрейндлих получила одну из главных ролей в мелодраме «Линия Марты». Картина рассказывала историю письма с извинениями, которое еще в блокадном Ленинграде маленький мальчик написал девочке. Уже в XX веке в Санкт-Петербурге главные герои пытаются доставить послание адресату.
В том же году знаменитость стала гостьей передачи «Вечерний Ургант», где поделилась со зрителями своими воспоминаниями о знаковых спектаклях и умением культурно чистить семечки. Любовь к этому продукту она выразила и 2 года спустя Юлии Меньшовой в телешоу «Наедине со всеми».
Алиса Фрейндлих и её Дочь Варвара Владимирова
Posted by Виталий Талызин on Thursday, August 15, 2019
Алиса Фрейндлих и ее дочь Варвара Владимирова
2015 и 2021 годы стали затишьем в творческой жизни артистки. Появились слухи, что Фрейндлих решила завершить актерскую карьеру, но эта информация оказалась ложной. В 2017-м в фильмографии Алисы Бруновны появился новый проект. Роль суровой, а порой и жестокой преподавательницы хореографического училища в драме Валерия Тодоровского «Большой» отмечена номинацией на «Золотого орла» в категории «Лучшая актриса».
Алиса Фрейндлих известна не только своими ролями, но и проникновенными декламациями. Чтение стихов во все времена считалось признаком актерского мастерства, недаром это испытание проходят абитуриенты в актерских училищах, и через рифмованные строки Фрейндлих раскрывает грани своего таланта. Особенно артистичный голос знаменитости запомнился поклонникам по аудиосказке «Щелкунчик».
В Сети легко отыскать аудио- и видеозаписи, где актриса читает стихи представительниц Серебряного века Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, но наибольшей популярностью пользуется «Монолог женщины» Роберта Рождественского в исполнении Фрейндлих. Это прочтение настолько популярное, что вводит современных слушателей в заблуждение – кое-кто всерьез считает звезду автором этих строчек.
В 2018-м Алиса Бруновна приступила к съемкам в детском фильме «Александрина», рассказывающем о поездке главной героини на музыкальный конкурс. Роли родителей исполнили Юлия Пересильд и Константин Хабенский. Продюсеры планировали заинтересовать публику участием в картине Джареда Лето, но принял ли он приглашение, неизвестно. Премьера предварительно планируется в 2021 году.
Творческие успехи знаменитости признаны и народом, и на официальном уровне. Алиса Бруновна получила 5 почетных орденов за вклад в искусство и два десятка престижных государственных премий, не считая многочисленных наград различных кино- и театральных фестивалей и конкурсов.
Начало творческой карьеры и два замужества
Еще студенткой Фрейндлих снялась в нескольких эпизодах двух драматических фильмов: «Бессмертная песня» (ее фамилию даже не указали в титрах) и «Таланты и поклонники» (в главных ролях были заняты Павел Кадочников и Тамара Алешина).
Кадр из фильма «Бессмертная песня». Одна из первых ролей Фрейндлих
Третьекурсницей Алиса влюбилась в однокурсника Владимира Карасева и стала его женой. Вместе они получили дипломы и по распределению попали в театр имени Веры Комиссаржевской. Ютясь в комнатке, предоставленной молодоженам семьей Фрейндлих, оба почувствовали, что еще не готовы к семейной жизни. К тому же работа в театре требовала полной самоотдачи, чувства постепенно сошли на нет, и пара рассталась.
Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев, ее первый муж
Не последнюю роль в разводе сыграла и встреча Алисы с режиссером Игорем Владимировым, приглашенным в театр для постановки спектакля «Время любить». Фрейндлих была покорена известным в театральных кругах ловеласом, в особенности его чувством юмора. Он был старше актрисы на 16 лет, мудрее и опытнее. Сразу рассмотрев ее талант, Владимиров настоял, чтобы Алиса перешла на службу в театр Ленсовета, где он был главным режиссером.
Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров
Вскоре, получив развод с Зинаидой Шарко, Игорь Петрович сделал предложение Фрейндлих, и они поженились.
Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно поэтому поставил так много музыкальных спектаклей. Именно музыка открывает и актерскую душу, умножает зрительское восприятие.
Практически все свои постановки Владимиров создавал для новой примы и жены, грани таланта которой сверкали все ярче. Она – Элиза Дулиттл из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Таня из одноименной пьесы Алексея Арбузова, Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, Гелена из «Варшавской мелодии» Леонида Зорина. Взыскательный ленинградский зритель вскоре стал приходить в театр именно «на Фрейндлих».
Молодая Алиса Фрейндлих в спектакле «Пигмалион»
Одними из ее лучших ролей на подмостках театра стала Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» и Раневская из «Вишневого сада».
Фото со спектакля «Вишневый сад»
Личная жизнь
В личной жизни Алису Бруновну сопровождали творческие люди. В первый раз актриса вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева. Молодые люди встретились и на 3-м курсе решили пожениться. Пара жила в квартире семьи Фрейндлих. Студенческий брак продлился недолго, к концу учебы Алиса рассталась с Владимиром.
Вторым мужем молодой Фрейндлих стал Игорь Владимиров, руководитель Театра имени Ленсовета. Этот брак – результат служебного романа. Режиссер был старше избранницы на 16 лет. Как признавалась артистка, Игорь многое сделал для нее в профессиональной сфере. У пары родилась дочь Варвара. Из-за творческих разногласий и проблем семья распалась.
Третий супруг Фрейндлих – художник Юрий Соловей, с которым она прожила 12 лет. По словам Алисы Бруновны, Юрий не мог себя реализовать из-за недостатка знаний, поэтому, смотря на успешную жену, часто устраивал скандалы.
Дочь Варвара Владимирова решила пойти по стопам мамы и сегодня играет с ней в одном театре, параллельно трудится заместителем гендиректора строительной компании по корпоративным коммуникациям. Варя вырастила 2 внуков – сына Никиту и дочь Анну. Отец детей, Сергей Тарасов, – сенатор. В 2009 году в семье произошла трагедия – Тарасов погиб. Причина смерти – теракт.
Алиса Фрейндлих и её семья. ️ Замечательная семья! Всем здоровья, счастья, благополучия!
Posted by Из России с любовью on Friday, April 24, 2020
Алиса Фрейндлих и ее семья
Внучка Анна по образованию продюсер, в 2021 году вышла замуж за актера Алексея Мышинского.
Внук Алисы Бруновны тоже мечтал о творческой профессии, выучился на режиссера и продюсера в Школе-студии МХАТ, работает под фамилией Владимиров. Никита снял любимую бабушку, а также Марину Неелову и Евгения Миронова в главной роли в трагикомедии «Карп отмороженный». Чтобы собрать деньги на фильм, молодой человек заложил собственную квартиру. Жертвы оправдались – картина получила приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля. Потом нашелся и спонсор, который погасил долги Владимирова-младшего.
Когда появляется свободное время, Фрейндлих идет в театр как зритель, гуляет по городу. Правда, предпочитает делать это в сумерках, чтобы избежать «эпидемии просьб» о совместном фото, «у всех же есть камеры на телефонах».
Кино
Кинематографическая биография Алисы Фрейндлих стартовала еще в годы учебы в театральном вузе – она снялась в эпизодических ролях в кинолентах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». На протяжении почти двух десятков лет Алисе Фрейндлих приходилось довольствоваться ролями второго плана, и только в семьдесят четвертом она сыграла свою первую главную роль в кино – Анну в кинофильме «Анна и Командор».
Актриса в фильме «Анна и Командор»
Ее партнерами по фильму были талантливые артисты – Иннокентий Смоктуновский, Василий Лановой. Несмотря на то, что участие Фрейндлих в этом фильме было подвергнуто критике, благодаря роли Анны актриса навсегда развеяла миф о своей некиногеничности. Середина семидесятых стала переломной в кинокарьере актрисы – она сыграла несколько ролей, благодаря которым обрела огромную популярность у зрителей и режиссеров.
«Служебный роман»
Знаковой для Алисы Фрейндлих стала роль Людмилы Калугиной в фильме «Служебный роман», которую актриса играла с большим интересом — ее дуэт с Андреем Мягковым сразу покорил зрителей. Роль в «Служебном романе» принесла актрисе оглушительную популярность, а ее незабываемый проход в преображенном виде в начале второй серии зрители каждый раз смотрят с восторгом.
Блистательно актриса сыграла роль Анны Австрийской в сериале «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором в очередной раз продемонстрировала свои великолепные музыкальные способности – в кадре она не только играет, но и поет.
У Тарковского Фрейндлих снялась в роли супруги главного героя в фильме «Сталкер». На эту роль изначально готовилась жена режиссера, но, увидев на пробах, как играет Алиса Бруновна, Тарковский без сомнений утвердил ее.
«Сталкер»
В своем последнем на сегодняшний день фильме «Карп отмороженный» Фрейндлих снялась в 2021 году, получив за эту роль премию «Ника». Продюсером проекта был внук актрисы, и ради того, чтобы съемки состоялись, Никита не побоялся заложить квартиру.
«Я бы не стал этого делать, если бы не некоторые обстоятельства. Деньги все не находились, а перенести съемки было невозможно, тем более что магическим образом все сложилось в один момент…», — говорит Никита Тарасов.
Он не ошибся – фильм вышел великолепный и получил приз зрительских симпатий на Московском кинофестивале. Алиса Бруновна создала еще множество великолепных образов, снимаясь в большом кино и телесериалах, каждый раз доказывая, насколько она универсальная и талантливая актриса.
Алиса Фрейндлих сейчас
Алиса Бруновна и в 2021 году выходила на сцену БДТ имени Товстоногова в спектакле «Лето одного года». А вот играть в «Дядюшкином сне» считает уже неприличным в ее возрасте, но зрители идут на постановку и «на Фрейндлих» уже свыше 10 лет, так что актриса продолжает играть. Участвовала она и в других постановках Большого драматического театра.
В июле таблоиды заполнились именем Алисы Фрейндлих в неприятном контексте. Трагически погибла подруга ее внучки и крестная правнучки блогер Анна Амбарцумян. Телеведущий Андрей Малахов посвятил произошедшему один из «Прямых эфиров».
Последние новости
В настоящее время актриса Алиса Бруновна, не взирая на свой возраст — 86 лет, продолжает радовать зрителей и поклонников своей работай в театре и кино. В 2021 году актриса снялась в проекте “Александрина”. История расскажет о маленькой девочке, которая собирается поехать на музыкальный конкурс.
В свободное время Алиса наслаждается своей семьей, ведь для нее это самое главное в жизни. В 2021 году у Алисы родилась правнучка — Соня. Ее внучка Анна впервые стала мамой.
Подписывайтесь на наш официальный канал в Дзене, чтобы ежедневно получать самые интересные новости о звёздах и не только.
Фильмография
- 1961 – «Полосатый рейс»
- 1965 – «Похождения зубного врача»
- 1974 – «Анна и командор»
- 1977 – «Служебный роман»
- 1978 – «Д*Артаньян и три мушкетера»
- 1979 – «Сталкер»
- 1981 – «Опасный возраст»
- 1984 – «Жестокий романс»
- 1986 – «Прости»
- 1992 – «Мушкетеры двадцать лет спустя»
- 1993 – «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя»
- 1994 – «Подмосковные вечера»
- 2002-2004 – «Женская логика»
- 2008 – «Васильевский остров»
- 2009 – «Возвращение мушкетеров»
- 2014 – «Линия Марты»
- 2017 – «Большой»
- 2017 – «Карп отмороженный»
Родители Алисы Бруновны
Ксюша Фёдорова очень любила художественную самодеятельность. Озорная и весёлая девчонка после работы бежала в местный клуб и участвовала во всех концертах и постановках. Но однажды в Псков приехал с гастролями Театр Рабочей Молодёжи (ТРАМ), который не только гастролировал по областям и весям, но и приглашал на курсы талантливую молодёжь со всей страны.
Вот так Ксения Фёдоровна Фёдорова и очутилась в Ленинграде, занималась на курсах в театре, а после того, как он развалился, окончила рабфак и работала бухгалтером. Там же в ТРАМе она и познакомилась с молодым актёром Бруно Фрейндлихом. Он окончил Ленинградский техникум сценарных искусств и работал в театре.
Сам Бруно вышел из семьи обрусевших немцев, которые были приглашены в Россию ещё в восемнадцатом веке во времена Екатерины Великой. В то время в окрестностях Петербурга начинал работать фарфорово-стекольный завод, которому нужны были опытные мастера-стеклодувы.
Практически все предки Бруно были стеклодувами, но его отец Артур Иванович изменил семейному делу – второй сын родился со слабыми лёгкими, и ему были вредны «ароматы» стекольного производства. Но немцы предприимчивый народ, поэтому Артур сначала устроился в обувной магазин, а затем открыл своё собственное дело по изготовлению изящной обуви. К сожалению, в 1917 году он скоропостижно ушёл из жизни, оставив большую семью на руках жены Шарлотты Фридриховны Зейтц.
Ксения и Бруно поженились, а в 1934 году на свет появилась будущая актриса Фрейндлих Алиса Бруновна.
Мама девочки хотела назвать её Наташей, но свекровь и муж воспротивились, указав на неблагозвучность имени и отчества. Зато Ксения отвоевала своё мнение по поводу национальности. В метрике о рождении Алиса была записана русской.
Впоследствии это спасло ей жизнь, когда начались высылки немцев в Сибирь и Казахстан.
Детство будущей актрисы
Семья жила в самом центре Ленинграда – окна выходили на Исаакиевскую площадь и собор. Квартира была трёхкомнатной, и в ней умещалась вся огромнейшая дружная семья. В самой маленькой комнате жила Алиса с родителями. Большую сорокаметровую гостиную перегородили мебелью и получили две спаленки, в которых обитали две сестры Бруно вместе с мужьями и детьми. А в небольшой кухне жила бабушка Шарлотта, которая души не чаяла в своих внуках, особенно в старшей Алисе.
Каждое лето бабушка с внуками выезжала на дачу, где ходили по грибы и ягоды, купались в озере. Родители наведывались по выходным, поэтому воспитанием детей занималась бабушка, учила их немецкому языку и уму-разуму. Именно она была центром жизни для всей семьи – старалась всех накормить, одеть, обуть. Недаром все жили вместе в одной квартире, там было тепло и уютно всем.
А потом мир рухнул…
Интересные факты из жизни актрисы
Ещё в младенчестве бабушка окрестила внучку в лютеранской церкви. Алиса Бруновна знает молитвы на немецком языке, и долгое время читала их перед выходом на сцену. В православие перешла уже в зрелом возрасте по собственной инициативе.
Актриса заядлая курильщица. Начала курить ещё в 35 лет, после того, как умерла её мама. Из-за пагубной привычки потеряла свой оперный голос, а в 2011 году пришлось делать операцию на кишечнике.
Алиса Бруновна терпеть не может подарки.
Михаил Боярский называет её своим учителем.
Воспоминания о войне и блокаде
Сначала уехал папа. Ему пришлось эвакуироваться вместе с Театром Юного Зрителя, где он работал в то время. Семьи не брали, не хватало мест. ТЮЗ отправили буквально последним самолётом, после чего блокада окончательно сомкнула своё кольцо.
Бруно Артурович расстался с Ксенией буквально накануне начала войны. В эвакуации он снова женился. В 1944 году у Алисы появилась сводная сестрёнка Иринка. Алиса потом встречалась с отцом, но тайком, хотя мама не запрещала, зато новая жена была категорически против.
А зимой 1941 года не стало и родного дома, в квартиру попал снаряд, когда вся семья переживала бомбёжку в бомбоубежище. Только в начале войны всех жильцов организованно водили туда, но бомбить стали всё чаще, люди привыкли и старались спрятаться в какой-нибудь нише. Квартира находилась на первом этаже, и жители дома при первых звуках тревоги спускались вниз – считали, что этого будет достаточно для безопасности. Но в этот день почему-то все ушли в убежище, это их и спасло.
Пришлось переехать во флигель к семье дяди, старшему брату Бруно. Он жил в том же доме с женой Зоей и сыном Эдуардом. Было тесно, и пришлось сдвинуть кровати, чтобы всем поместиться – зато тепло. Топили буржуйку мебелью и книгами, однажды даже сожгли полное собрание сочинений Льва Толстого, изданное ещё при его жизни. Жалко, но жизнь была важнее.
Детей было трое – шестилетняя Алиса, четырёхлетний Эдик и двухлетняя Регина (она не пережила страшную зиму). С началом блокады нехватку еды практически не ощущали, ведь немцы – экономные и рачительные. У бабушки были припасы, но после того, как квартира превратилась в руины, удалось спасти только запас специй.
Зимой бабушка перешла на режим строгой экономии. Хлеб выдавался теперь строго по часам, и дети не отводили взгляда от циферблата большого будильника. Бабушка поступила очень мудро, потому что многие ленинградцы гибли из-за того, что сразу съедали скудную пайку в 125 граммов.
На столе стоял большой самовар, который грели углём и горячей золой из буржуйки – это было экономно и можно было постоянно пить чай. Бабушка выдавала каждому по щепотке специй (гвоздику, корицу или лимонную кислоту), их добавляли в кипяток и пили. Когда закончились специи, в горячую воду бросали соду и получался «лимонад».
Так и прожили первую, самую голодную зиму. Три года блокады Алисе дались нелегко. Это потом она радовалась, что у неё желудок остался маленьким, и она насыщалась буквально с ложки каши, поэтому осталась стройной навсегда.
Вторую блокадную зиму бабушки уже не было с семьёй, да и из семьи остались только Алиса и её мама Ксения.
Дядя, старший брат Бруно, был секретарём партийной организации . Он ушёл добровольцем, и его арестовали уже на фронте, ведь во всех документах у него было написано «немец». Потом пришли за его женой, провели обыск. Впоследствии и дядю, и его жену Зою расстреляли. Маленького Эдика вместе со всеми немцами выслали из Ленинграда, но его потом разыскал в Воркуте и усыновил бабушкин младший брат.
Бабушку тоже выслали, она умерла в дороге ещё в эшелоне. Алиса до сих пор помнит прощальный бабушкин подарок – кусок серых мёрзлых макарон, которые выдавали опальным немцам в дорогу. Потом они с мамой варили из них суп.
Мама пошла провожать бабушку в ссылку, за что и поплатилась – её уволили с работы за прогул. Она тогда работала бухгалтером на гильзовом заводе и получала хорошую рабочую карточку. Теперь они с Алисой остались без средств к существованию.
Но случилось чудо, Ксению разыскал её молочный брат, врач. Он работал в Горздравотделе и устроил Ксению в ясли бухгалтером. Так семилетняя Алиса пошла в ясельную группу – надо же было как-то выживать. Впрочем, она была маленькой, очень худенькой и при проверках её прятали в изоляторе, укрыв одеялом по самый нос.