Биография
Елена Образцова (1939-2015) – знаменитая оперная певица, выступавшая как на советской, а позже и российской театральной сцене, так и за границей. Вокальный диапазон голоса характеризуют термином «меццо-сопрано». Также творила в роли режиссера-постановщика и актрисы как оперной, так и драматической направленности, запомнилась как преподавательница и профессор, работающая в Московской консерватории.
Певица Елена Образцова
Творческая женщина преподавала музыку в Мусасино, в Токийской музыкальной академии. Елена Образцова внесла лепту в дело музыкальной благотворительности, по собственной инициативе основала именной фонд, который и сегодня продолжает занимается развитием образования музыкантов и стимулированием русского искусства.
Елена Образцова в 2014 году
Оперная жизнь музыкантки не осталась незамеченной официалами и принесла значимые титулы. Образцова заслужила титул Народной артистки СССР, женщину отметили званием Героя Социалистического труда с прилагающимися орденом и грамотой. Помимо этих титулов вокалистка получила Ленинскую премию и Государственную премию РСФСР имени Глинки.
Детство и юность
Елена Образцова родилась в Северной столице. День рождения девочки выпал на 7 июля 1939 года. Девочка попала под военную блокаду Ленинграда. В 1943 году Елена с родителями переехала во время эвакуации в Волгоградскую область, в город Устюжна. По окончанию войны семейство возвращается в родной город. С 1948 по 1954 годы юная Лена развивала талант в детском хоре, организованном на базе Ленинградского Дворца пионеров имени Жданова. Обучалась девочка под руководством преподавателя Заринской.
Елена Образцова в детстве и юности
В 1954 году семейство снова переехало. Папа будущей артистки, Образцов Василий Алексеевич, получил работу в должности главного конструктора. Эту работу мужчине предлагал «Красный котельщик», завод, расположенный в Таганроге. Администрация также выделила родне нового главного конструктора жилплощадь в пределах города. Девочку определили в ближайшую к новому дому школу СОШ №10. Отучившись в двух классах, девочка завершила учебу в общеобразовательном заведении, пошла в Музыкальную школу имени Чайковского. Девушка обучалась на курсе, набранном Куликовой Анной Тимофеевной.
Елена Образцова в молодости
Отчетное выступление девушки, данное по окончанию учебы, понравилось Маньковской, работавшей в дирекции Ростовского музыкального училища. Женщина дала вокалистке необходимый отзыв для поступления в Ленинградскую Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Елену взяли на второй курс, позволив перепрыгнуть предыдущий. Вокалистка попала в группу Григорьевой, также девушка занималась вокалом оперного направления у преподавателя Киреева.
LiveInternetLiveInternet
ludmila_ya
все записи автора
Елена Образцова – оперная дива, лучшая Кармен XX века, мега-звезда и при этом земная, абсолютно естественная и непосредственная. Она могла расхохотаться до слез и рассмешить сама, не стеснялась своего возраста и умела радоваться каждому дню. Несколько месяцев назад Елена Образцова отметила 75-летие в кругу коллег и верных слушателей. Поет Елена Образцова А 12 января 2015 года Елены Образцовой не стало. Знаменитая певица скончалась в Германии, куда в начале зимы уехала, чтобы поправить здоровье. Детство, семья Елена Васильевна Образцова родилась в Ленинграде 7 июля 1939 года. Папа – Василий Алексеевич, мама – Наталия Ивановна. Елена Образцова, биография которой связана с суровыми годами войны, на себе испытала все ужасы этого времени. Все свои детские воспоминания она связывает с блокадой. В первые же дни той страшной войны отец ушел сражаться на фронт. До конца 1942 года маленькая Лена с мамой и бабушкой оставались в осажденном городе. Лишь весной они были эвакуированы в Вологодскую область, в город Устюжну, где прожили до лета 1945 года.
Она любила свой Ленинград… И говорила всем, что блокадница… После окончания войны отец вернулся с фронта только через год. Жить было очень тяжело. Мама устроилась на работу, а Лену отдала в детский сад. Первой внимание на необычный и сильный голос девочки обратила музыкальный руководитель и сразу же сказала об этом маме, но она была так загружена бытовыми проблемами, что не придала значения ее словам. Лена очень рано начала петь. Уже в пять лет родители, соседи слушали «концерты» в исполнении девочки. У нее был очень тоненький, комариный голосок. Пела все, что могла услышать по радио. В основном, это были вальсы Штрауса. Когда Лена подросла и стала учиться в школе, уроки она делала всегда под музыку. Во время оперных трансляций часами сидела у репродуктора. Музыка для будущей оперной дивы была не дополнением к жизни, а ее главной частью.
Впереди — надежды и планы, впереди — ещё вся жизнь… Она всегда вспоминала семейные музыкальные вечера. Отец Елены обладал необыкновенно красивым баритоном и хорошо играл на скрипке. По работе он часто бывал за рубежом и однажды из Италии привез несколько пластинок, по которым Лена изучала голоса великих певцов – Карузо, Джильи, Галли-Курчи.
В детстве она и предположить не могла, что станет профессиональной певицей… Детский хор В 1948 году мама записала Лену в детский хор при Ленинградском дворце пионеров. Руководила этим коллективом Мария Заринская – выдающийся педагог и необыкновенный человек. Она сумела привить девочке любовь к музыке и вселила мечту о карьере певицы. В 1954 году на отчетном концерте хора состоялось первое сольное выступление юной певицы.
Таганрог
В 1954 году отца Елены перевели на работу в Таганрог. Этот город подарил начинающей актрисе встречу с великолепным педагогом А.Т. Куликовой. У нее Лена занималась вокалом два года. С удовольствием принимала участие в школьных концертах – пела известные романсы и популярные в то время песни из репертуара знаменитой Лолиты Торрес. На сцене театра им. Чехова устраивали отчетные концерты. Однажды на одном из них девушку заметила директор музыкального училища из Ростова-на-Дону Маньковская. Она посоветовала ей продолжить образование.
В 1957 году Елену приняли в училище сразу на второй курс. В августе 1958 года Е. Образцова прошла прослушивание и была принята на подготовительное отделение консерватории города Ленинграда. На поступление претендовало более ста человек, из которых приняли лишь троих претендентов, среди которых была и Елена Образцова.
Елена Образцова на конкурсе им. П.И. Чайковского
Она попала на курс к профессору Антонине Григорьевой – специалисту мудрому и очень терпеливому. Как вспоминает Образцова, она всегда хотела сразу петь большие арии, сложные и необыкновенно красивые романсы, но Антонина Андреевна убеждала, что, не постигнув азов вокала, петь невозможно. Первые награды Елена Образцова, биография которой уже неразрывно была связана с театром, в 1962 году получила сразу две золотые медали на молодежном фестивале в Хельсинки и на конкурсе вокалистов им. Глинки в Москве. С этого момента карьера начинающей артистки стала стремительно развиваться. Оперная певица Елена Образцова получила приглашение в труппу Большого Театра. Ее дебют на сцене легендарного театра состоялся 17 декабря 1963 года в опере «Борис Годунов». Именно в это время было принято решение об окончании консерватории экстерном. 11 мая 1964 года в зале имени Глазунова Елена Образцова сдала выпускной экзамен, на котором С.П. Преображенская поставила Елене оценку «пять с плюсом», которую в Ленинградской консерватории никто никогда не получал…
Начало карьеры В этом же году певица отправилась на первые в своей жизни гастроли в Японию в составе труппы Большого театра, а осенью в Италию. Она выступила на знаменитой сцене театра «Ла Скала». Ее партии были небольшими – Княжны Марьи («Война и мир») и гувернантки в «Пиковой даме». В первый же год работы в театре Елена Образцова исполнила восемь (!) партий, тем самым заставив говорить о себе всю музыкальную Москву. За очень короткий срок имя восходящей звезды засияло на мировом оперном небосклоне. Особо значимыми для молодой оперной певицы стали гастроли в Париже в 1969 году. Оглушительный успех в партии Марины Мнишек изменил ее творческую судьбу кардинально.
Елена Васильнвна Образцова в роли Марины Мнишек В 1970 году она получила золотые медали на конкурсе имени Чайковского в Москве и в Барселоне на конкурсе им. Ф. Виньяса. В 1971 году в Париже, в концертном зале «Плейель», любителям оперного искусства был представлен ее первый сольный концерт, который французские журналисты назвали «историческим».
.
Елена Образцова в роли Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе Вслед за Парижем, крупнейшие города и столицы мира признали, что Елена Образцова – певица, которая является одной из самых блистательных оперных звезд в мире. Ее выступления на прославленных сценах вошли в историю оперного искусства. Ей удалось поднять русскую вокальную школу на небывалую высоту.
Е.В. Образцова в одной из ролей в постановке Метрополитен-оперы
Концертная деятельность Елена Васильевна гастролировала по всему миру и, конечно же, по России. С успехом выступала не только в оперных постановках, но и с концертами в «Ла Скала», концертном зале «Плейель» (Париж), нью-йоркском «Карнеги-холл», лондонском «Вигмор-холл» и во многих других местах. Ее знаменитые концертные программы русской музыки включали циклы романсов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, песни и вокальные циклы Мусоргского, Свиридова, цикл песен Прокофьева на стихи А. Ахматовой. В программу зарубежной классики входили цикл Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины», произведения итальянской, немецкой, французской музыки..
В ее исполнении незабываемо звучали старинные романсы и русские песни. В последние годы почитатели таланта певицы познакомились с ее программами: «Песни моей молодости», «Музыка барокко», «Песни войны». В период с 2009 по 2013 год Образцова сольно выступила в восьмидесяти концертах в нашей стране и за рубежом. В 2003—2004 годах состоялись ее первые выступления с программой классического джаза (Д. Эллингтон, В. Дюк, Дж. Гершвин, Маркус, Петкере и др.) с квартетом И. Бутмана и оркестром «Султаны Свинга» под управлением Д. Бергера.
Елена Васильевна – режиссер В 1986 году Образцова удивила почитателей ее таланта, представ пред ними в новом качестве. На сцене родного театра она поставила оперу «Вертер» Ж. Масне.
Образцова – преподаватель С 1973 по 1994 год знаменитая певица преподавала в консерватории им. Чайковского в Москве. С 1992 года преподавала в академии «Мусашино» в Токио, давала уникальные мастер-классы в России, Европе, Японии. Довольно часто знаменитую певицу приглашали в жюри международных конкурсов вокалистов – имени Чайковского в Москве (1994), вокалистов в Марселе (1997), Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1998). В 1996 году Елена Образцова, певица с мировым именем, создала в Санкт-Петербурге Культурный class=»aligncenter» width=»591″ height=»700″[/img]
Благотворительный фонд В 2011 году певица учредила «Фонд Елены Образцовой» – благотворительную организацию, основной целью которой являются образовательные проекты, создание Международной академии музыки, поиск и обучение талантливой молодежи, помощь ветеранам сцены. Фонд провел несколько благотворительных концертов, которые были посвящены ветеранам сцены.
Елена Васильевна на одном из заселаний Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства Елены Образцовой Музыкальные фильмы Многие режиссеры с удовольствием снимали музыкальные фильмы с участием великой певицы. Это «Моя Кармен» (1977), «Счастливое содружество» (1980), «Веселая вдова» (1984), «Выше, чем любовь» (1991) и другие. Партнерами ее выступали Федора Барбьери, Пласидо Доминго, Ренато Брузон. Звукозапись Елена Васильевна на крупнейших студиях записала более пятидесяти дисков. В последние годы появились записи с концертов и спектаклей певицы в честь двухсотлетия театра «Ла Скала». За них Образцова была удостоена приза «Золотой Верди».
Художественный руководитель В 2008 году Образцова возглавляла оперную группу театра оперы и балета им. Мусоргского. Были представлены две премьеры: оперы «Сельская честь» и «Любовный напиток».
Елена Васильевна Образцова в роли Пиковой дамы в опере П.И. Чайковского
Природный талант или упорный труд? Бесспорно, природа щедро одарила певицу: ее голос имеет тембр необыкновенной красоты, яркая, запоминающаяся внешность, редкий дар драматической актрисы. Все эти данные удивительным образом соединились в художнике, беззаветно преданном музыке, искусству. Для Елены Васильевны пение было не просто профессией, а высшим смыслом всей ее жизни.
Зрители всегда видели её настоящий смех и живые слёзы. Она не играла, а жила. Любила и ревновала, страдала, умирала и воскресала по-настоящему. И неважно — были это сложнейшие оперные арии, или романсы, любимые с юности. Она была знакома с Марией Каллас. А Монтсеррат Кабалье приходила за кулисы, чтобы встать перед Образцовой на колени. И когда оперы ей стало мало, Елена Васильевна начала петь джаз и вышла на сцену, как драматическая актриса. Она руководила собственным фондом, фотографировала мир вокруг себя и писала заметки. А когда спрашивали: откуда силы, говорила, что просто пытается радоваться каждому дню.
Для исполнения роли в постановке «Антонио фон Эльба» режиссера Романа Виктюка (1999 г.) Образцова сумела похудеть на 28 кг… Личная жизнь В.П. Макаров – известный в научных кругах физик-теоретик. О нем мало что известно. Ученый такого уровня служит науке, а не людям. Это первый муж Образцовой. Их брак длился 17 лет. Все это время супруг следил за домом, занимался дочерью Леной, которая родилась в этом браке, и ждал супругу после долгих гастролей. Елена Васильевна вспоминает о нем с уважением и теплом, но не жалеет о том, что полюбила другого человека. Во время развода от переживаний у нее пропал голос, и она совсем не могла петь.
Со вторым мужем (фото выше) Образцова познакомилась на сцене. Это знаменитый литовский и российский дирижер Альгис Марцелович Жюрайтис. Он никогда не жаловался на здоровье. Страшная, коварная болезнь сожгла его неожиданно и жестоко. В первое время Елена Яковлевна плохо понимала, что произошло. Она металась по странам и городам, старательно избегая дома, где все напоминало о любимом. Елена Образцова, биография которой до этих пор складывалась счастливо, перенесла сильнейший удар. Она гнала от себя темные мысли, но у нее не хватало сил продолжать жить.
Елена Макарова, певица, дочь Елены Васильевны К тому же в это тяжелое время дочь Елена с семьей уехала в Испанию для обучения вокалу, увезла с собой внука. Отчаявшаяся женщина располнела, голос потерял свою уникальную красоту. Елена Васильевна впала в глубочайшую депрессию, выйти из которой ей помогли друзья. В последние годы семья Елены Образцовой – это дочь Елена (также оперная певица), внук Александр и внучка Анастасия.
Она не хотела быть старой… Однажды в Венгрии Елена Васильевна увидела женщину изумительной красоты, возраст которой выдавали только ее старые-старые руки. Тогда она сказала себе, что когда наступит этот возраст, она обязательно обратится к пластическим хирургам – никто и никогда не увидит ее старой. Образцова не скрывала, что сделала несколько операций. Она считала, что артисткам, выходящим на сцену, это необходимо…
По словам певицы Любови Казарновской, Елена Образцова задавала молодёжи высокую планку следования своему призванию и профессии. «Она показывала молодым, что значит оперное мужество, что значит быть настоящим профессионалом, — сказала Казарновская агентству ТАСС. — Она исповедовала всю жизнь, что самое главное — это работа, это было её кредо. Сейчас столько однодневок и звёздочек, которые зажигаются и гаснут. А Образцова была настоящей Примадонной».
Творчество Е. В. Образцовой высоко оценено правительствами и общественными организациями многих стран мира. Она — народная артистка СССР (1976), Герой Социалистического труда (1990), лауреат Ленинской премии (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1973). Награждена орденом Ленина и Золотой медалью «Серп и Молот» (1990), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1980), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999), медалью Э. Гранадоса (Испания 1970), призом «Золотое перо критики» (Висбаден, 1972), призом «Золотой Верди» (Италия, 1978), памятной медалью Б. Бартока (Венгрия, 1982), Гран-при Французской академии грамзаписи (1982), премией Ассоциации театров Сицилии (Италия, 1994), наградой города Сан-Франциско «За выдающиеся заслуги перед обществом» (США), а также орденом Святого Николая (Украина, 1998), орденом Искусств Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), Почетной медалью Академии российского искусства (1999), наградой Русской православной церкви «За преумножение добра на земле» (2003), орденом «Звезда Созидания» Российской национальной академии культуры, меценатства и благотворительности (2004). За исторический вклад в развитие культуры России она удостоена Российской национальной общественной премии «Российский национальный Олимп» (2004).
Елена Васильевна Образцова во время вручения одной из наград с президентом В.В. Путиным Она была почетны членом Пушкинской академии (1995), академиком Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), академиком Академии российского искусства (1999), членом Международного общества друзей Русского музея (1998). 24 октября 1981 года открыта малая планета № 4623, которая получила имя «Образцова». В 2003 году выпущена почтовая марка с портретом Елены Образцовой в серии «Знаменитые петербуржцы».
«Прощание с Еленой Васильевной состоится в Большом театре в Москве. Отпевание пройдет в храме Христа Спасителя, благословение на это дал патриарх Кирилл», — сообщила «Интерфаксу» Наталья Игнатенко, директор благотворительного фонда Елены Образцовой. По ее словам, дата прощания и похорон в настоящее время согласовывается: это будет либо 14, либо 15 января. Образцову похоронят на Новодевичьем кладбище». Источники: Википедия и др.
Музыка и театр
Сценическая биография Елены стартовала с громких побед. В 1962 девушка получила признание на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки, стала звездой Всемирного фестивале молодежи и студентов в Хельсинки.
Елена Образцова за фортепиано
В 1963 вокалистка впервые спела на сцене в Большом театре. Таким образом прошел оперный дебют. Девушка выступила в опере авторства Мусоргского «Борис Годунов». Елена спела в роли жены Лжедмитрия, «русской царицы» Марины Мнишек.
В 1964 году Елена закончила учебу. Певица начала выступать в роли солирующей дивы Большого театра. Также в 1964 девушка поехала в рядах труппы Большого театра, чтобы дать оперные выступления в Европе, где завоевала признание ценителей, выйдя на сцену знаменитого «Ла Скала» в Милане.
Елена Образцова в театре
Артистка вышла с второстепенной ролью Гувернантки, сыграв в опере «Пиковая дама» авторства Чайковского. Но девушка смогла привлечь внимание и одобрение итальянских зрителей и стать объектом интереса местных газет. Впоследствии Образцова еще одаряла присутствием «Ла Скала», но пела арии ключевых протагонисток и антагонисток опер.
В 1970 девушка одержала победу в двух вокальных соревнованиях, конкурсе, организованном в честь Чайковского в Москве, и в конкурсе имени Виньяса, прошедшем в Барселоне.
В 1975 Большой театр с солирующей Образцовой провел концерты в городах Америки, где та подтвердила титул звезды мирового масштаба. После арии вокалистки в «Борисе Годунове» публика вызывала Елену на бис подряд пять раз, из-за чего прервался спектакль. Елена приехала и в Сан-Франциско, где выступила с Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд.
С 1976 начались постановки в «Метрополитене», где певица появлялась как приглашенная звезда в главных ролях. В 1978 женщину пригласили спеть на фестивале, прошедшем в Зальцбурге, в 1979 — на Международном фестивале в Оранже.
Елена Образцова
Через год Елена презентовала исполнение «Десяти песен на стихи Александра Блока». Музыку написал композитор Георгий Свиридов специально для голоса Образцовой. Еще через два года певица сыграла Сантуцци в кинокартине «Сельская честь» авторства Дзеффирелли.
В 1983 снова исполнила песни с музыкой Свиридова. Елена презентовала композицию на стихотворение «Отчалившая Русь», написанное Есениным, в переложении, подходящем для меццо-сопрано.
В 1986 Елена Васильевна Образцова успешно дебютировала в роли театрального режиссера. Певица руководила постановкой оперы Массне под названием «Вертер» в родном Большом театре, также взяла в спектакле главную партию.
Певица оказалась востребована как киноактриса. Елена Образцова сыграла в картинах «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Тоска». Елена Образцова продолжила исполнять арии главных персонажей в классическом русском и зарубежном репертуаре, особенно в операх композиторов XX века.
Елена Образцова в образе Кармен
Репертуар артистки насчитывал сотню композиторов, писавших на протяжении 18-го, 19-го и 20-го веков. Оперы, в которых играла Елена, и песни, исполненные музыканткой, отличались стилями и жанрами: среди композиций встречалась оперная и камерная музыка, духовные творения и кантатно-ораториальные композиции, фольклорные напевы и песни, партии оперетт, классические и современные исполнительнице романсы, зонги, эстрадные песни, джазовые композиции.
В новом тысячелетии Елена Образцова предстала перед зрителями как актриса драматического жанра. Елена вышла к зрителям как главная героиня в постановке «Антонио фон Эльба» сценической адаптации пьесы Мейнарда. Дебют прошел в театре Виктюка.
Елена Образцова на сцене
В 2003 начался цикл концертов певицы с джазовыми композициями. Елена Васильевна выступала вместе с оркестром, которым руководил Бергер, и с квартетом Бутмана.
В 2007 певица выступила в роли руководителя коллектива. Музыкантка возглавила оперный коллектив, выступающий в Михайловском театре.
«Кармен — единственная опера, которая поет мною»
В 1974 году в Барселоне проходил фестиваль, посвященный 100-летию оперы «Кармен». В театре «Лисео» шли четыре вариации спектакля с исполнителями из разных стран. Елена Образцова исполняла главную женскую партию в постановке Франко Дзеффирелли.
Певица и режиссер долго работали над образом, но не хватало какой-то яркой детали, завершающего штриха. В конце концов Образцова попросила Дзеффирелли описать свою героиню одним словом, и тогда режиссер укусил ее за плечо. Так родилась самая известная роль певицы: «Я сразу поняла: Кармен — это пантера такая, которую все хотят, все боятся, и делает она все что вздумает. Сняла в результате туфли, босиком запела и стала… зверюшкой».
Спектакль стал настоящей сенсацией. Испанская пресса писала, что Елена Образцова совмещала в своей героине «психологическую глубину и естественность».
В 1975 году ее признали лучшей в Испании исполнительницей Кармен.
«Кармен» — единственная опера, которую я не пою, а которая поет мною. Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. Потом, как в полусне, до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты. И они вернули меня к действительности».
Елена Образцова
Еще одной любимой ролью Образцовой была Графиня из «Пиковой дамы»: «Единственные, кто мне не подчинились, это Кармен и Графиня в «Пиковой даме». Я им подчинилась. Это была мистика, я никогда не знала в этих партиях, что будет дальше».
В партии Марины Мнишек в опере «Борис Годунов». Фотография Георгия Соловьева / bolshoi.ru
В партии Элен в опере «Война и мир». Фотография Георгия Соловьева / bolshoi.ru
В партии Шарлотты в опере «Вертер». Фотография из музея Большого театра / bolshoi.ru
Преподавание
1973 год стал началом педагогической карьеры Елена Образцовой. Певица начала обучать студентов Московской государственной консерватории имени Чайковского. В 1984 году артистка была удостоена звания профессора.
Одно время Елена Васильевна учила музыке за границей, в Токийской музыкальной академии, расположенной в Мусасино.
Преподаватель Елена Образцова
В мае 2006 Образцова занялась благотворительностью и организовала Культурный центр, получивший название в честь создательницы.
В декабре 2011 Елена Образцова продолжила эти начинания и создала Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, который также стал именным и получил известность под названием «Фонд Елены Образцовой».
Как утверждает официальный сайт организации, главные цели фондовой благотворительности – образовательные и культурные проекты, которые станут способствовать сохранению традиций параллельно с поиском новых подходов в русском музыкальном образовании и культуре и сохранности музыкального культурного наследия страны. Кроме того, Фонд организовывает международные проекты, встречи и сотрудничество: творческое, образовательное и гуманитарное.
Елена Образцова
Фонд выдвинул идею и воплотил проект открытия Международной академии музыки, также курировал программу «Сто музыкальных школ России». Программа проводит строительство музыкальных школ и патронирует уже имеющиеся. В список интересов Фонда входит как поиск, обучение, продвижение способной молодежи, так и организованная помощь пенсионерам-ветеранам театральной работы и оперной сцены
Сегодня и культурный центр, и фонд продолжают функционировать. На базе организаций устраиваются выступления, ставятся спектакли и проходят концерты, семинары, творческие школы, ежегодно проводятся международные музыкальные, вокальные и педагогические конкурсы, для юных талантов организованы прослушивания в детские театры и юношеские вокальные курсы.
Музыкальное образование
В 1956 году Елена получила аттестат о среднем образовании и поступила в музыкальную школу имени Чайковского. Здесь девушка познакомилась с талантливым педагогом по вокалу Куликовой А. Т., у которой занималась два года.
Учащиеся музыкальной школы во время отчётных концертов выступали на сцене театра имени Чехова. Во время одного из них Елена привлекла внимание директора Ростовского музыкального училища А. Маньковской. Опытная женщина дала Образцовой совет продолжать обучение в Ростове. В 1957 году по рекомендации Маньковской Лена была зачислена сразу на второй курс училища.
Летом 1958 года девушка была прослушана и зачислена студенткой Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Это был август, и основной конкурс уже закончился, но был организован дополнительный, в котором на одно место претендовало сто человек. Было принято всего три человека, среди которых оказалась и Образцова. Она была так счастлива, что ехала в трамвае и улыбалась во весь рот, потом лишь посмотрела на людей вокруг и подумала: «Им, наверное, кажется, что я идиотка».
Лене снова повезло, ей досталась очень мудрая преподавательница – профессор Антонина Андреевна Григорьева. Образцова сразу же хотела петь большие арии, красивые и сложные романсы. Но педагог терпеливо объясняла студентке, что нельзя петь, не постигнув азов вокала.
1962 год ознаменовался в жизни Образцовой получением сразу двух наград. Одну она выиграла в Хельсинки на молодёжном фестивале, также Лене досталась первая премия Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки.
Безумным счастьем для студентки Образцовой было приглашение петь в Большом театре. Это был конец 1963 года, она дебютировала в опере «Борис Годунов». После этого Лена решила окончить консерваторию экстерном. Она сдавала выпускной экзамен в мае 1964 года, получила на нём оценку «пять с плюсом», которую до этого в течение сорока лет не ставили никому.
Личная жизнь
Мужем певицы стал Вячеслав Петрович Макаров, по образованию физик-теоретик. Макаров занимал должность доцента в МГТУ имени Баумана. Научная карьера не помешала мужчине вести хозяйство. В браке родилась дочь Анна. С девочкой занимался муж. Мужчина следил за домом и ждал творческую жену с гастролей. Брак музыкантки и физика продлился 17 лет и закончился разводом.
Елена Образцова с дочерью
В 1988 году у Анны родился сын Александр, и Елена Образцова стала бабушкой. Затем у певицы появилась и внучка Элия.
Елена Образцова и Альгис Жюрайтис
Со вторым мужем Елена познакомилась на сцене. Супругом артистки стал дирижер Большого театра с литовскими корнями Альгис Марцелович Жюрайтис. Но в 1998 году Альгис скончался от смертельной болезни. Артистка впала в депрессию, располнела, приостановила карьеру. К нормальной жизни Образцову вернули дочь, друзья, коллеги.
Вне сцены
Друзья говорили о ней, что Елена лёгкая, шкодливая, компанейская, смешливая, в общем, мировая.
Она умела радоваться жизни по-настоящему. Радость ей доставляли дочь и внуки, друзья, четыре собаки, дом и сад, где она разводила цветы с кустами. Образцова говорила, что радуется всему вокруг, а если человека ничего не радует, значит, он умер.
Елена всегда очень уважительно относилась ко всем людям, начиная от гардеробщицы в театре и заканчивая режиссёрами. Она была очень общительным человеком и всегда старалась всем помочь в силу своих возможностей. Всегда умела быть с людьми на равных и никогда не разговаривала с ними с пьедестала. Она была естественной в любых условиях – на светском приёме, с друзьями и с журналистами, дома и на рынке.
Елена всегда учила свою дочь: «Чтобы ты не пела – смешное или грустное, весёлое или трагическое, – это всегда про любовь». Она научила свою дочь с любовью относиться ко всему миру, Богу, друзьям, животным, терпеть людей, прощать их и уважать.
Образцова отличалась требовательностью. Но не только к окружающим, больше всего она была требовательна к себе. Когда она ехала на гастроли и у неё спрашивала принимающая сторона, каков у певицы райдер и что для неё подготовить, Елена отвечала, что ей нужна бутылочка воды в артистической.
Смерть
2014 год принес трагедию, заболела сама артистка. Елене Образцовой поставили диагноз лейкемия. Болезнь же через пару месяцев стала причиной смерти музыкантки. В ноябре Образцова уехала в Европу и лечилась в клинике Лейпцига. Женщине нашли донора, пересадили костный мозг. Операция, тем не менее, не помогла певице, ослабленное тело уже 75-летней женщины отказалось бороться с болезнью, даже с помощью донорского костного мозга.
Похороны Елены Образцовой
Из-за болезни Елена отменила долгожданный декабрьский концерт, который должен был пройти в Государственном Кремлевском дворце. Образцова уже не вернулась в Россию. Болезнь усиливалась, в конце декабря к певице приехали верные друзья Валентина Терешкова и Иосиф Кобзон, а 12 января 2015 года она скончалась в Лейпциге.
Через два дня в Большом театре прошло массовое прощание, а 15 января — отпевание в Храме Христа Спасителя. Эта же дата стала днем, когда артистку похоронили. Могила Елены Образцовой расположена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Могила Елены Образцовой
Судьба талантливой женщины получила отражение в литературе. О творчестве, жизни и памяти артистки написано в биографических книгах «Елена Образцова. Записки в пути» авторства Рены Шейко и «Елена Образцова: Голос и судьба» авторства Алексея Парины.
Детские годы
Лена появилась на свет в Ленинграде 7 июля 1939 года. Папа девочки, Василий Алексеевич Образцов, имел профессию инженера. С началом войны папа сразу же ушёл на фронт.
С мамой, Натальей Ивановной, и бабушкой маленькой Леночке пришлось пережить ужас блокады. Они оставались в осаждённом городе до 1943 года. Как говорила потом взрослая певица, она с самого детства знала цену жизни. Пережить блокаду удалось не многим. Всю свою жизнь Елена помнила, как при 40-градусном морозе они стояли в огромной очереди, чтобы получить малюсенький сырой хлебный кусочек. В памяти остались трупы на ленинградских улицах, которые были сложены словно дрова в поленнице. Помнила, как приходилось варить ремни, как поели всех в округе голубей. Будучи совсем маленькой, она понимала, что в Ленинграде съедено всё, кроме крыс.
Это желание кушать осталась в ней до конца жизни. Никогда потом она не понимала, как можно не доедать пищу. Может кому-то это казалось странным, но где бы Елена ни бывала, в каких бы ресторанах ни кушала, она не оставляла еду на тарелке, а если что-то не съедала за обедом или ужином, то забирала с собой.
Лишь в начале весны 1943 года Образцовых эвакуировали по льду Ладожского озера. Они уехали в Вологодскую область, в городок Устюжну, где оставались до лета 1945 года. Потом вернулись в Ленинград, первое время было очень тяжелым. Папа пришёл с фронта только спустя год после победы. Мама устроилась на работу, а Лена пошла в детский садик.
Петь девочка начала очень рано. Уже в пятилетнем возрасте, когда они жили в Устюжне, мама с бабушкой и соседи слушали Ленины концерты. Голосок у неё был тоненький, словно комариный. Малышка слушала песни по радио, запоминала и пела. Уже тогда она исполняла вальсы Штрауса.
Первой на её способности обратила внимание преподаватель музыки в детском саду. Женщина сказала маме, что у Леночки необычный и сильный голос. Но Наталье Ивановне было совсем не до этого, бытовые проблемы угнетали её. Мама не прислушалась к словам педагога, что голос дочери необходимо развивать.