Россия, Нижегородская область, с. Бахтызино, Школьный переулок
Телефон:
+7 (831) 787-34- Показать номер
Пн-сб: 08:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Роман длиною в жизнь… Ростислав Плятт и Вера Марецкая

Биография Ростислава Плятта

Ростислав Плятт – народный артист СССР, чьи роли вошли в золотой фонд отечественного искусства. Первой яркой ролью Плятта в кино стал холостой геолог Евгений из фильма «Подкидыш».

На фото: Ростислав Плятт

На фото: Ростислав Плятт

Киноманы хорошо помнят Василия Бубенцова из «Весны», пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны», Никколо Амати из «Визита к Минотавру». Театралы ходили смотреть на его Крогстада в «Норе», Барклея Купера в спектакле «Дальше – тишина…», Лавренева в «Поющих песках»… Палитра образов, созданных актером на сцене и съемочной площадке, обширна. Герой социалистического труда, кавалер двух орденов Ленина, Ростислав Иванович ушел из жизни летом 1989 года.

Роли в кино

Дебют Плятта в кинематографе состоялся в возрасте 30 лет в трогательном фильме «Подкидыш». В нем он предстает перед зрителями ни как герой или злодей, а как беззащитный холостяк долговязого роста, совершенно оробевший перед незнакомой девчонкой.

В этой небольшой роли доброго чудака он был настолько органичен, что всего в нескольких сценах сумел создать яркий запоминающийся персонаж, навсегда полюбившийся зрителям. На фото из этого фильма он запечатлен в образе деликатного интеллигента, который с тех пор не покидал Плятта никогда.

Ростислав Плятт в фильме “Подкидыш” | Кино-Театр

Вершиной киноискусства для актера стала роль пастора в культовом телесериале «17 мгновений весны». Скромный и добрый пастор в исполнении Плятта стал первым позитивным кинообразом священнослужителя в стране Советов.

Последняя работа в кино – роль скрипичного мастера Амати в телефильме «Визит к Минотавру». По глубине душевной мудрости и щедрости созданный актером персонаж превосходит всех остальных героев картины. Он становится не только учителем мастерства изготовления скрипок, но Мастером человеческой судьбы.

Ростислав Плятт в фильме “17 мгновений весны” | Кино-Театр

На съемках этой ленты актер сломал шейку бедра. Свои сцены Плятт играл сидя, а от кинопавильона до машины Сергей Шакуров, который был его партнером по фильму, возил его в инвалидной коляске. Из-за полученной травмы в 80-е годы он стал реже играть в театре. Но исполнение заглавных ролей в двух последних спектаклях пользовались неизменным восторгом публики во многом благодаря блестящему исполнению мастера.

Плятт принимал участие в большом количестве радиопостановок и телевизионных спектаклей, а также в озвучивании мультфильмов. Его голос воспринимался как родной всеми детьми советской эпохи. Помимо мультипликационных персонажей он звучал со множества детских грампластинок, где любимый актер читает рассказы и сказки. Был он и непревзойденным мастером дубляжа – его голосом говорят герои шедевров мировой киноклассики.

Ростислав Плятт в фильме “Сердца четырёх” | Кино-Театр

В 1961 г. Ростиславу Плятту было присвоено звание Народного артиста СССР.

Поклонников творчества Ростислава Плятта привлекают не только мастерски переданные им характерные персонажи. В неменьшей степени восхищает глубокое обаяние, тонкая ироничность и неизменная порядочность актера.

Образ интеллигента, созданный актером в киногероях, отражал подлинную сущность Плятта как человека. Лучше всего это демонстрирует случай, рассказанный его знакомым Павлом Хомским, свидетелем которого он оказался случайно. Когда он был в гостях у Плятта, к нему пришел сотрудник ЦК и попросил подписать обращение с требованием о высылке Александра Солженицына за границу.

Ростислав Плятт в фильме «Визит к Минотавру» | Кино-Театр

Плятт ничуть не смущаясь, заявил, что для получения компетентной информации он должен ознакомиться с запрещенными произведениями опального автора, и попросил чекиста привезти ему для прочтения «Архипелаг ГУЛАГ».

«Если эта книга окажется действительно клеветнической, тогда я подпишу» — заявил он.

Сотрудник исчез и никогда больше дома у него не появлялся.

Детство и юность

Ростислав родился зимой 1908 года в семье Ивана Плята и Зинаиды Закаменной, проживавших в Ростове-на-Дону. Отец, Иван Иосифович, обрусевший поляк, был уважаемым в городе адвокатом. Мама, Зинаида Ивановна, полтавчанка, не работала, часто болела.

Ростислав Плятт в детстве

Были у малыша и две бабушки – Жозефина Феликсовна, по отцу, и Александра Лукинична, по матери. Обе хотели, чтобы ребенок говорил на их родном языке – польском или украинском – и каждая тщательно следила, чтобы словечки из «чужого» языка не попали в лексикон мальчика. «Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского», – шутил Ростислав.

Ростислав Плятт с родителями

У Зинаиды прогрессировал туберкулез, поэтому Иван Иосифович перевез её и сына в Кисловодск, где семья прожила следующие восемь лет. В 1916 году женщина умерла, и Ростислав с отцом переехали в Москву. Через год Иван женился на Анне Воликовской, воспитывавшей сына от первого брака. Мальчик был на два года старше Ростислава.

Женщина ничем не выделяла родного сына, относилась к обоим с нежностью, и вскоре Слава стал называть ее мамой. Из ранних впечатлений детства актер запомнил поход с папой в цирк и как он с Анной Николаевной попал на концерт Федора Шаляпина:

…это был его гастрольный спектакль в Москве, в помещении бывшей оперы Зимина. Шел «Фауст» Гуно. Перед этим я прочитал все, что мог достать о Шаляпине, и все же, когда возникла на сцене его гигантская фигура в оранжевом, как мне помнится, костюме Мефистофеля, я оцепенел, какая-то тревога охватила меня… Я был еще слишком мал, чтобы оценить голос, пластику и игру певца, но я чувствовал, что если есть на свете что-то самое важное, то вот именно о нем поет сейчас этот ослепительный чёрт, требуя от меня какого-то подчинения.

Плятту было в то время десять лет. «Литературный мальчик», он блистал своими сочинениями на уроках русского языка, считался лучшим автором школьных самодеятельных журналов, писал фельетоны в стенгазету. Ему прочили журналистское будущее. Но на пути в журналистику встал театр.
В школе, где учился Ростислав, был большой актовый зал с хорошо оборудованной сценой, на которой показывали спектакли актеры МХАТа. Один из них, Владимир Лебедев, стал руководить школьным драматическим кружком и поставил водевиль «Помолвка в Галерной гавани». Ростиславу досталась в нем роль старого генерала. Когда он впервые увидел себя в гриме, подумал:

…как все это интересно! Значит, может быть так: я, Плят, плюс еще кто-то – и получается образ. Сколько же можно создать разных людей! Вот в этот момент густая капля яда вошла в меня – совершилось отравление театром!

Решение стать актером круто изменило жизнь подростка. Он практически каждый вечер стал проводить в Малом театре, пересматривая спектакли. Денег на билеты просить у родителей стеснялся – доставал контрамарки, а затем, когда его отец выиграл для МХАТа судебное дело, получил постоянный пропуск на свободное место партера.

Ростислав Плятт в юности

Одно всерьез беспокоило Ростислава: фамилия, которую он в мечтах уже видел на афишах, казалась ему слишком короткой, а отчество слишком простым. И когда в шестнадцать лет пришел получать удостоверение личности, продиктовал фамилию как «Плятт», а отчество записал как «Янович». С тех пор он и стал Ростиславом Яновичем Пляттом.

Биография

Ростислав Янович Плятт появился на свет 13 декабря 1908 г. в Ростове-на-Дону. Семья у него была интернациональной. Отец – известный в городе адвокат Иван Плят, выходец из Польши, мать — из Украины.

Мама Ростислава страдала серьезным недугом легких. Несмотря на предпринятый переезд в Кисловодск, она скончалась, когда ему было семь лет. После этого вместе с отцом Ростислав перебрался в Москву.

Ростислав Плятт в молодости и детстве

Театром мальчик увлекся еще в годы ученичества. В его школе был драмкружок, которым руководил прославленный артист В. Ф. Лебедев. Часто к ним приезжали выступать актеры студий МХАТа. Ростислав играл в ученических постановках и не пропускал спектакли любимого театра.

Однажды знакомые артисты сами пришли в его дом – им понадобилось проконсультироваться по юридическому вопросу. Отец Ростислава помог им найти выход из судебной тяжбы, взамен мальчик получил возможность посещать все спектакли со служебного входа. По их рекомендации подающий надежды подросток был принят на театральные курсы, которыми руководил Ю. Завадский.

Творческий путь

По окончании школы Ростислав был принят на театральные курсы Юрия Завадского, а в 1926 году юношу приняли в студию Завадского на Сретенке. Через два года Плятт сыграл первую роль на профессиональной сцене: он вышел в образе эксцентричного пижона Гарри Компаса в постановке «Компас» по пьесе «Честный аферист» Вальтера Газенклевера.

Ростислав Плятт в молодости

Вскоре студию переименовали в Московский драматический театр и выделили новое помещение. Но в 1936 году, следуя политике кадровой децентрализации, труппа Юрия Завадского переехала в Ростов-на-Дону. На сцене провинциального театра Плятт оттачивал свое мастерство в образах Болинброка («Стакан воды»), Сергея Скалозуба («Горе от ума»), фон Ранкена («Дни нашей жизни»).

Через два года актер вернулся в Москву и стал служить в театре имени Ленинского комсомола. Параллельно Ростислав начал сниматься в кино. Его дебютом была роль военспеца Иванова в картине Михаила Ромма «Ленин в 1918 году».

Первая роль Плятта в кино (слева)

Но узнаваемым и популярным Плятта сделала роль несуразного холостяка Евгения Семеновича в фильме Татьяны Лукашевич «Подкидыш», где он снимался вместе с Фаиной Раневской. Актер прекрасно справился с комедийным образом «папаши» маленькой девочки, которая заставляла его петь и играть с ней в «баба сеяла горох».

Ростислав Плятт в фильме «Подкидыш»

Когда началась война, театральные труппы стали отправлять в эвакуацию. Плятт остался:

Я в это время работал на радио и почти ежедневно читал антифашистскую публицистику. Воздушные тревоги объявлялись чаще всего с наступлением темноты, примерно за полчаса до моей передачи. Так что складывалось впечатление, как шутя говорили на радио, что фашистское командование решило не подпускать Плятта к микрофону.

В 1943 году Ростислав Янович перешел в театр имени Моссовета и оставался одним из его ведущих актеров на протяжении сорока с лишним лет. Он составлял замечательные тандемы с примами театра – Верой Марецкой и Фаиной Раневской, «на Плятта» ходили все театралы столицы, а если труппа выезжала на гастроли, всегда был аншлаг. Плятт и Марецкая в спектакле «Госпожа министерша» (1970) Параллельно с работой в театре, которая всегда оставалась для Плятта в приоритете, он снимался в кино. С Любовью Орловой и Николаем Черкасовым находился на съемочной площадке лирической комедии «Весна» (Василий Бубенцов), с Евгенией Козыревой и Михаилом Козаковым снялся в драме «Убийство на улице Данте» (импресарио Грин).

Ростислав Плятт (слева) и труппа театра Моссовета

Далее были роли в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди», драме Александра Алова и Владимира Наумова «Монета», экранизации одноименного романа Даниила Гранина «Иду на грозу». С Георгием Жженовым и Аллой Демидовой актер работал в картине «Вся королевская рать» (судья Монтегю Ирвин), а с Михаилом Ножкиным и Ефимом Копеляном встретился на съемках детектива «Судьба резидента» (Николай Казин).

Кадр из фильма «Лёгкая жизнь» (1964)

Самым ярким образом, созданным Пляттом в кинематографе семидесятых, стал пастор Фриц Шлаг в культовом фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Интеллигентный, скромный и в то же время несгибаемый, преданный вере, он запомнился зрителям не меньше, чем Штирлиц.

Ростислав Плятт в роли пастора Шлага

Роль была важна и для Плятта, ведь в кино ему обычно доставались отрицательные персонажи:

Роль пастора Шлага в «Семнадцати мгновениях…» важна для меня по каким-то внутренним позициям: пастор Шлаг – честный немец, один из тех людей, которые строят сегодняшнюю Германию.

Мастер перевоплощения, Плятт принимал участие во многих телевизионных постановках. Кавелин в «Истцах и ответчиках», генерал сэр Мэллэлье Фицбаттресс в постановке «На полпути к вершине», Виктор Митрофанович в «Обыкновенных обстоятельствах»… Ростислав Плятт читает рассказы Чехова Блестяще актер воплотил сразу несколько персонажей в биографической драме «Бернард Шоу». Он появлялся в телеспектакле в образах самого писателя и его литературных персонажей – Сарториуса, Эндрю Андршафта, Морелла, капитана Шотовера, генерала Бэргойна. Вместе с Пляттом в этой постановке на сцену выходили Ия Саввина, Игорь Кваша, Татьяна Глебова.
Кинематографическую карьеру Ростислав Янович завершил, создав на экране незабываемый образ скрипичного мастера Никколо Амати в детективном фильме по роману братьев Вайнеров «Визит к Минотавру» (1987). Съемки обернулись для актера несчастным случаем: он сломал шейку бедра и остальные эпизоды играл сидя. Сергей Шакуров, исполнитель двух главных ролей – следователя прокуратуры Станислава Тихонова и скрипичного мастера Антонио Страдивари – возил Ростислава Яновича на инвалидной коляске от места съемок до автомобиля.

Ростислав Плятт в фильме «Визит к Минотавру»

Травма и сильная хромота не позволяли актеру в полную силу играть на сцене театра, тем не менее, ему предложили роль в постановке, где можно было играть сидя. Но Плятт отказался: «Как же я буду на поклон выходить?». Он не хотел, чтобы зрители видели его немощным. Вскоре он перестал появляться на людях и последние годы жизни проводил в затворничестве. Интеллигентный хулиган Ростислав Плятт

Театр

Окончив курсы в 1927 г., он дебютировал в Театре-студии своего руководителя, где и сыграл первые роли. Интересной страницей биографии стал факт обретения сценического псевдонима. Юный Ростислав выдумал его сам, добавив к фамилии букву и изменив в отчестве имя отца Иван на польский аналог Ян.

Ростислав Плятт в театре | Kinombo

В 1936 г. Плятт был вынужден вместе с театром перебраться в Ростов-на-Дону. Причиной послужила проводимая в СССР политика кадровой децентрализации, которая не обошла и труппу Завадского. Но будущий известный актер не сожалел об оставленной столице.

По его воспоминаниям именно на провинциальных подмостках раскрылась новая грань его дарования. К неподражаемому комедийному амплуа добавилась возможность играть драматических персонажей, оттачивая многогранные черты своего призвания. Первый значительный успех в этом жанре принесла ему роль Фон Ранена в постановке «Дни нашей жизни». После нее критики заговорили о глубоком психологизме актера в раскрытии характера героя.

Ростислав Плятт и Любовь Орлова на сцене | ProfiLib

Спустя два года Плятт возвратился в столицу и работал в Ленкоме, а с 1941 г. в театре Драмы.

С 1943 г. его домом становится Театр им. Моссовета, который он не покидает практически до самой кончины. Более чем за сорокалетнюю службу актером сыграно свыше пятидесяти ролей в самых популярных постановках. Его сценическими партнерами стали неподражаемые Фаина Раневская и Вера Марецкая.

Ростислав Плятт и Фаина Раневская | Всемирная Россия

Плятт был одним из немногих корифеев уходящей плеяды актеров, который мог выступать с Раневской на равных. Их творческий союз в одной сцене превращался в подлинное актерское действо. Наиболее полно удалось раскрыть неисчерпаемые возможности этого великого артистического дуэта режиссеру Александрову в фильме «Весна».

Личная жизнь Ростислава Плятта

Когда Ростислав поступил в театр-студию Юрия Завадского, он встретил там жену режиссера – Веру Марецкую. Плятт не осмеливался ухаживать за ней, он просто восхищался актрисой, ее талантом к перевоплощению.

Ростислав Плятт и Вера Марецкая

Марецкая любила мужа, хотя иногда страдала от его ревности и увлечений другими женщинами. Восхищение и нежная дружба Ростислава придавали ей силы и уверенности в себе. Актер понимал, что переступить черту, за которой их дружба станет чем-то большим, он не сможет. Бесконечно уважая своего учителя, Ростислав молчал о чувствах.

Он женился на другой актрисе, Нине Бутовой, с которой познакомился в труппе театра имени Моссовета. Бутова, как и все, знала о влюбленности Плятта, но надеялась, что сумеет вытеснить из сердца мужа Марецкую. Нина Владимировна мало занималась домашним хозяйством, предпочитая например, вместо продуктов купить гитару. Актер не жаловался, питался в театральном буфете бутербродами с чаем. Иногда, когда становилось грустно, вспоминал свою несостоявшуюся любовь.

Нина Бутова в молодости

Сделать предложение Вере Петровне он решился лишь однажды: когда в 1977 году умер Завадский. Марецкая отказалась выходить за Плятта замуж, не желая что-либо менять в их жизнях. Она знала, что осталось ей недолго – уже шесть лет она медленно умирала от опухоли в мозгу. И когда Плятт собрал вещи, не слыша уговоров и угроз жены, и приехал к ней, ответила: «Поздно, Славик».

Ростислав вернулся к Нине. Обе женщины, жена и возлюбленная, умерли в один год: в июле Нина, в августе Вера. Плятт остался совершенно один. Детей в браке с Бутовой не появилось.

Раскрывая тайны звезд. Ростислав Плятт Ему было 70 лет, когда он обратил свой взгляд на Людмилу Маратову, жену друга юности. И женщина, которой исполнилось на тот момент 50, ушла от Николая Литвинова к Плятту, затем вышла за него замуж. Ради Ростислава Яновича она оставила работу диктора Всесоюзного радио. 11 лет они прожили вместе в трепетной любви друг к другу.

Людмила Маратова (в центре)

Личная жизнь

Семейные отношения складывались у Ростислава Плятта непросто. Первой женой стала актриса Нина Бутова, его партнерша по театру. После смерти супруги в 1978 г. актер женился на Людмиле Маратовой, преподавателе ГИТИСа. Детей у него в обоих браках не было.

Жены Плятта: Нина Бутова и Людмила Маратова

Длительное время нежная дружба связывала Плятта с Верой Марецкой, супругой своего учителя Завадского. Однажды он осмелился сделать актрисе предложение, но та отказала ему, сославшись на свой немолодой возраст.

Ростислав Плятт и Юрий Никулин | FenixClub

Близким другом для Плятта был Юрий Никулин, с которым они соседствовали по дому на М. Бронной. Вместе с ним он снялся в картине «Родственные души», повествующей о незадачливом квартирном воришке, который разговорился «по душам» с неожиданно проснувшимся хозяином.

Умер Ростислав Плятт в 1989 г., похоронен в Новодевичьем некрополе.

Смерть и память

За два года до смерти великий актер по настоянию друзей занялся мемуарами. Книга «Без эпилога» была выпущена через два года после его кончины. Ростислав Плятт. Как уходили кумиры Умер Плятт летом 1989 года, ему было 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Причина смерти Ростислава Яновича не афишировалась. В последние годы жизни он не играл в спектаклях – давала о себе знать травма, да и сам он хотел остаться в памяти зрителей полным сил и оптимизма. Режиссер Павел Хомский считал, что затворничество ускорило уход Ростислава Яновича из жизни.

Могила Ростислава Плятта на Новодевичьем кладбище

На доме по Большой Бронной, в котором жил Ростислав Янович последние 20 лет, была установлена мемориальная доска. О его судьбе было издано несколько книг, сняты документальные фильмы, в числе которых «Ростислав Плятт – мудрец и клоун», снятый к столетию со дня рождения выдающегося актера.

Интересные факты

  • В конце тридцатых годов прошлого века Ростислав Плятт, которого все уже знали по роли Евгения Семеновича в «Подкидыше», поспорил с друзьями. Абсолютно голый, он искупался прямо у стен Кремля, после чего был задержан милицией. Только из-за популярности актера отпустили без особых последствий, но исключили его из профсоюза. В те опасные годы – легко отделался!
  • О хулиганских выходках Плятта в театре ходили легенды. Например, однажды на гастролях актеры труппы пришли в номер Ростислава Яновича на читку пьесы. Стояла жара, а хозяин номера встретил коллег в пыжиковой шапке, которую ему подарили после спектакля, и в белой простыне, повязанной на манер тоги римского патриция.
  • Плятт жил в одном доме с Юрием Никулиным, они были друзьями. Возвращаясь в один из дней со спектакля, увидел во дворе очень грязный автомобиль Юрия Владимировича и написал на нем пальцем: «Помой машину, дурак». В третьем часу ночи в квартире раздался телефонный звонок. Плятт снял трубку и услышал голос Никулина: «Машину помыл. Сам дурак».
  • Режиссер Павел Хомский вспоминал, как во время его визита к приболевшему Плятту на квартиру пришел и некий сотрудник ЦК, предложивший актеру подписать письмо о немедленном выезде Александра Солженицына из Советского Союза. Ростислав Янович не моргнув глазом попросил привезти ему произведения автора – «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича». «Я почитаю и, если они действительно окажутся мерзкими, – тогда подпишу», – заявил Плятт. Инструктор молча ушел и больше не приходил.
  • Ростислав Янович при своей врожденной интеллигентности обладал неподражаемым чувством юмора и был участником многочисленных капустников и «антиюбилеев», проводимых в Доме актера. С Владимиром Канделаки он создал номер, где оба лишь свистели, но зрители в зале при этом падали от хохота. А одного из коллег прямо в спектакле довел до истерического смеха, сняв шляпу на сцене и продемонстрировав слово из трех букв, написанное прямо на лбу.
  • Однажды, вылетая на заграничные гастроли, Плятт замемекал словно козлик прямо в узком милицейском кордоне аэропорта. Следом за ним замемекала вся труппа театра, объясняя оторопевшим милиционерам, что это – часть репетиции.

«Никто не может лишить меня права существовать в оптимистическом ключе. Но если вы ощутите некоторую горечь, поймите ее правильно: я страстно не люблю штампы». Ростислав Плятт.

Ростислав Плятт родился 30 ноября 1908 года в Ростове-на-Дону. Его отцом был адвокат Иван Плят. Мама Зинаида Павловна Закаменная была украинкой из Полтавы. В 1909 году его отец по совету врачей перевез семью в в Кисловодск, поскольку мама Ростислава Плятта страдала болезнью легких. Когда Когда она умерла, Ростислав с отцом в 1916 году переехали в Москву, хотя бабушки Ростислава хотели, чтобы он рос либо на Украине, либо в Польше.

«Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, — и начиналась тихая битва, — вспоминал Плятт. — Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского». С 1916 года Ростислав учился в девятой московской школе МОНО имени Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й студий МХАТа. Юному Плятту повезло с первых дней его учёбы в школе — драмкружком руководил Владимир Фёдорович Лебедев. Известный артист Московского Малого театра распознал в своём ученике основную сторону его таланта — склонность к комическому. Ростислав собирал рецензии и программки, ежедневно пытался протиснуться без билета во МХАТ. Однажды в своей квартире юный Плятт открыл дверь и не поверил глазам — на пороге стояли артисты его любимого театра. Оказывается, они пришли к отцу просить о юридической помощи. Дело было в том, что автор юмористических рассказов по фамилии Угрюмов написал рецензию, в которой оскорбительно отозвался об актрисе Пыжовой. Актриса, равно как и ее коллеги, обиделась. Артист Ключарев встретился с Угрюмовым и влепил ему пощечину. Угрюмов подал в суд, а защищать мхатовца пригласили отца Ростислава Плятта. Дело завершилось успехом — Угрюмов был наказан, а Ростислав получил возможность ходить во МХАТ через служебный ход. Правда, в труппу его не взяли, но посоветовали поступать в студию Юрия Завадского. В 1926 году он поступил в студию Юрия Завадского, с которым в дальнейшем будет связан всю свою творческую жизнь. Театральный псевдоним позже Ростислав себе придумал, прибавив одну букву к фамилии и изменив отчество.

В 1927 году состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» по рассказам Б.Лавренева, где Плятт сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Актер удачно показался в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу в 1933 году и в «Школе неплательщиков» Вернейля в 1935 году. В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. Это произошло не случайно. В то время в Москве началось движение по «переброске» молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза. МХАТу-2 предложено было ехать в Киев, Театру Рубена Симонова — на Урал. Но эти коллективы отказались выехать из Москвы и вскоре прекратили свое существование. Завадский же согласился переехать в Ростов. Позже Плятт, который в этом городе родился, вспоминал: «Любопытно, что в 1936 году, когда Студия Завадского была переброшена в Ростов-на-Дону, театральные сплетники всерьез подозревали меня в причастности к этой интриге, как единственного ростовчанина в труппе». Сам Ростислав Плятт вовсе не хотел покидать Москву, а к Ростову относился с

иронией. Но позже актер полюбил родной город: на закате лет он назвал ростовские годы лучшими в своей жизни. В Ростове Плятта очень любили. Особенно сложно было достать билеты на спектакли, где он играл в дуэте с Верой Марецкой — супругой режиссера Юрия Завадского. На ростовской сцене Плятт играл Болинброка в «Стакане воды» Э.Скрипа и Скалозуба в «Горе от ума» Грибоедова. По-настоящему крупным успехом пользовалась его роль Фон Ранена в «Днях нашей жизни» Леонида Андреева в 1938 году. В этой роли обнаружилась склонность актера к углубленному, психологически тонкому раскрытию характера. До этого Плятт был признанным комедийным эксцентрическим актером, создавал образы, отличавшиеся острым внешним рисунком, ярко подчеркнутой характерностью. В 1938 году Плятт вернулся в Москву и до 1941 года работал в Театре имени Ленинского комсомола, где сыграл роль Крогстада в «Норе» Ибсена. Писатель Константин Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина в «Парне из нашего города» в 1941 году. Проработав в Московском театре драмы с 1941-го по 1943-й годы, Плятт вернулся к Завадскому и больше не уходил из театра имени Моссовета. За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. В его репертуаре были эксцентрические роли Болинброка в спектакле «Стакан воды» в 1945 году и Нинковича в спектакле «Госпожа министерша» в 1946 году. Он сыграл в спектакле по произведениям Чехова Тапёра в 1944 году и Дорна в «Чайке» в 1945 году. Он также сыграл современные роли — Гарри Смита в спектакле «Русский вопрос» в 1947 году и Добротворского в спектакле «Закон чести» в 1948 году. Еще он исполнил классические роли Казарина в спектакле «Маскарад» в 1952 году и Яропегова в спектакле «Сомов и другие» в 1954 году. С каждым годом в искусстве Плятта все значительнее определялась психологическая разработка персонажей. В 1964 году Плятт сыграл интеллектуально острый характер Бернарда Шоу в спектакле «Милый лжец» и Цезаря в спектакле «Цезарь и Клеопатра». Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера в спектакле «Дальше — тишина» по произведению В.Дельмара в 1969 году.

Мастер тонких, необычайно выразительных средств, в 1970-е годов он создал интересную портретную галерею. Он сыграл писателя Лавренева в спектакле «Поющие пески» в 1972 году, Постоянно действующего персонажа в спектакле «Возможны варианты» в 1975 году, генерала Фицбатресса в спектакле «На полпути к вершине» П.Устинова. Автор пьесы, увидевший эту работу, очень высоко ее оценил. Также Плятт сыграл Старорежимное Лицо в спектакле «Версия» в 1977 году, Федора Карамазова в постановке «Братья Карамазовы» в 1979 году. Плятту исполнилось 30 лет, когда он начал сниматься в кино. Благодаря роли эпизодического персонажа в популярном детском фильме «Подкидыш»,

исполненной в 1939 году, актер сразу стал известным. Плятт добился признания, играя в кино роли второго плана, став одним из самых известных советских актеров. Он поздно пришел в кинематограф, поскольку много играл в театре. Ввел тридцатилетнего актера в мир кино Михаил Ильич Ромм. Фильм, в котором Плятт дебютировал, видели все в Советском Союзе. Эта картина называлась «Ленин в

1918 году». Небольшой эпизод, где Плятт сыграл некоего товарища Иванова, был вырезан, так как собеседником товарища Иванова был Сталин. Поэтому официальным дебютом Плятта долгое время считался фильм «Подкидыш». В нем Плятт решал сложнейшую творческую задачу. Его партнершей была талантливая, но своенравная маленькая девочка, достававшая своими выходками всю съемочную группу.

Плятт тяготел к характерным ролям. Именно таким он был в «Весне» — худой, эксцентричный актер, с яркой пластикой, с «нездоровой» тягой к отрицательным персонажам и выразительному гриму. Его Бубенцов был воплощением самоуверенного, непробиваемого и самовлюбленного хамства.

Со временем у Плятта изменилась внешность. Из худого юноши он превратился в грузного человека с интеллигентной внешностью и добрыми глазами. Те немногие роли, что достались ему в кино 1960-х годов, как правило, эксплуатировали именно внешние данные – например в «Деловых людях». В 1965 году в фильме «Иду на грозу», открывшем эпоху оттепели в кинематографе, Плятт сыграл абсолютно положительного героя — советского ученого старой школы, беззаветно служащего науке и людям. Надо было быть Пляттом, чтобы профессор Данкевич на экране получился личностью, а не плакатом, ибо абсолютно положительным героям в кинематографе катастрофически не везло с воплощением.

В 1970 году в фильме «Судьбе резидента» он без всякого грима, на той же самой интеллигентной благообразной внешности, на тихом голосе, мягкой манере говорить показал умного, неброского и мерзкого героя. Но самый известный персонаж Ростислава Плятта — это скромный пастор Шлаг из «17 мгновений весны» во многих отношениях был и остался фильмом уникальным. В частности, герой Плятта — первый положительный образ священника в советском кинематографе. Причем — абсолютно положительный.

«Я был жаден до работы и очень контактен — мне нравилось узнавать людей, — писал актер в книге воспоминаний «Без эпилога». — Я брался за все, что предлагали, стараясь (по возможности) не ронять свою марку московского артиста Театра имени Моссовета. До явной халтуры не опускался, тем более что с голоду не умирал. Но если в том, что предлагали, мне чудилась искорка чего-то настоящего, я с полной верой в успех входил в работу…».

За почти 50 лет работы в кино Ростислав Плятт снялся, по его словам, «примерно в сорока картинах». Он работал на радио, озвучивал мультфильмы — в том числе читал слова автора в мультфильмах «Слово имеют куклы», «Как львенок и черепаха пели песню», «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье». Его последней работой стала роль в фильме «Визит к Минотавру». На съемках Плятт сломал шейку бедра. В восьмидесятые годы, в связи с перенесенной тяжелой травмой, Плятт реже выходил на сценические подмостки. Тем не менее, его исполнение центральных ролей в спектаклях «Суд над судьями» Э.Манна (Хейвуд) и «Последний посетитель» В.Дозорцева (Посетитель) — приносило огромную радость зрителям. По воспоминаниям друзей и коллег, его всегда отличали благородство, изысканность и интеллигентность. Тем не менее, он любил пошутить над коллегами и посмеяться над собой. Например, после окончания работы над озвучиванием радиопостановок приговаривал целомудренно, обращаясь к коллегам по цеху. «А не много ли у нас пляттства на радио?». В одном из спектаклей в 1950-е годы Ростислав Плятт, игравший важного начальника, должен был пройти из кулисы в кулису по авансцене, приподняв шляпу и приветствуя выстроившихся лицом в зал подчиненных. Зритель видел только затылок Плятта, а остальные актеры были обращены в зал лицом. Когда он снял шляпу, его коллеги увидели на его лбу надпись — нецензурное слово. Актерам было сложно удерживаться от хохота. В другой раз Плятт как-то спросил у Никулина: «Кого из вашей семьи вставить в пьесу?». На что Юрий Никулин ответил: «Вставь Марию Петровну, мою тещу». Во время драматического монолога, стоя у окна, Плятт, играющий американского старика, вдруг говорит: «Противный дождик все еще идет. А бедная Мария Петровна выгуливает собачку Кутю», — и далее по тексту пьесы. Публика ничего не заметила — настолько ловко, не нарушая заданной интонации, ввернул Ростислав Янович в текст зарубежной пьесы московскую Марию Петровну с Кутей. Одно время в парикмахерских, ресторанах, банях СССР висели объявления: «Чаевые оскорбляют достоинство советского человека». И Плятт, рассчитываясь с парикмахером, неизменно приговаривал, косясь на плакат: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека». Расплатившись и оставив щедрые чаевые, спрашивал: «Я достаточно оскорбил ваше достоинство?».

Друзья и артисты, игравшие с ним на одной сцене, говорили, что он был очень щедр и никогда не отказывал тем, кто просил в долг. Однажды реквизитор одолжил у него 10 рублей до получки, но в день выдачи зарплаты обнаружил, что долгов очень много — все раздал, ничего не осталось. Он подошел к Плятту с извинениями и обещанием вернуть еще через три дня.

Плятт поразился: «Единственный человек, который подошел в то время, в которое обещал! Отдашь, не отдашь — ты всегда приходи, я тебе всегда буду давать деньги, сколько тебе нужно». Он помогал не просто деньгами — за «брата-актера» он был готов обивать начальственные пороги. Он многим «выбил» квартиры, в том числе Ие Саввиной и Ирине Муравьевой.

Ростислав Плятт прожил счастливую творческую жизнь, но его личная жизнь складывалось не просто. Детей у Ростислава Плятта не было. По воспоминаниям актера и друга Плятта Георгия Бахтарова, «Плятт был женат на женщине старше него. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной — рыжая с синими глазами. Со временем превратилась в хромую старуху и регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!». Вера Марецкая была знаменитой актрисой, супругой режиссера театра Моссовета Юрия Завадского. По словам многих коллег, Ростислав Плятт был долгое время влюблен в нее. После смерти режиссера, он предложил ей руку и сердце, но она отказала, сославшись на возраст. «Слишком поздно начинать новую семейную жизнь», — ответила она. Зато в работе проблем с отношениями не было. Так, по воспоминаниям худрука театра Моссовета Павла Хомского, актер очень трогательно относился к Фаине

Раневской: «Она, как известно, была очень остра на язык, могла запросто обидеть человека остроумным словом, но Ростислав Плятт прощал ей любые резкости».

Очень немногие актеры могли играть с Раневской на равных, но когда они оказывались вдвоем на одной сцене или в одном кадре — возникало настоящее актерское чудо. В кино лучше всех раскрыл возможности этого дуэта Григорий Александров в картине «Весна». А на легендарном спектакле Анатолия Эфроса «Дальше — тишина» плакала вся театральная Москва. – В 1975 году я ставил спектакль по пьесе Азерникова «Возможны варианты», – рассказывал художественный руководитель Театра Моссовета Павел Хомский, – где Ростислав Плятт играл роль Постоянно Действующего Персонажа (ПДП). Начинался спектакль с небольшой кинозарисовки: на экране демонстрируются районы Москвы, Плятт едет в метро, ему оборвали пуговицы, он идет через сад «Аквариум», подходит к театру… На этом эпизоде кино останавливалось, и на сцене появлялся Плятт. И вот когда мы репетировали, мне ужасно нравилось, как он играет. Большого опыта общения у меня с ним еще не было. Но я удивлялся, что на каждую репетицию Ростислав Янович приходит подготовленным, играет своего героя с особой иронией. И вдруг я замечаю, что настроение у Плятта портится. Несколько дней спустя ко мне подошла актриса Сошальская и говорит: «Паша, вы видите, что Слава нервничает?» Я говорю: «Вижу, но не понимаю, в чем причина: то ли ему пьеса разонравилась, то ли жена болеет». – «Нет, он нервничает, потому что вы ему не делаете замечаний». И с этими словами я ушел домой, не спал полночи – долго искал повод «придраться» к любимому артисту. На следующий день Плятт снова репетировал блестяще, но я осмелел и сказал: «Ростислав Янович, мне кажется, вот в этом месте у нас с мизансценой нехорошо, надо как-то иначе». Он сразу же оживился и говорит: «Давайте, попробуем». Я ответил, что сегодня пробовать не будем, но завтра что-нибудь решим. И вот дома я изобретал какие-то варианты, чтобы не ударить перед Пляттом в грязь лицом. Хотя особенной надобности в смене мизансцены не было, Но Сошальская оказалась права: у Плятта и правда поднялось настроение, в тот же день он стал вспоминать байки и анекдоты. Его другом и соседом по дому был Юрий Никулин, с которым они снялись в фильме «Родственные души» — о долговязом квартирном воре и не вовремя проснувшемся хозяине квартиры в трогательном ночном колпаке с кисточкой. Однажды Плятт достал для семьи Никулиных билеты на спектакль «Дальше — тишина» — попасть на эту драму о двух стариках можно было только по блату.

Плятт обожал похулиганить. Рассказывает Павел Хомский: – Ростислав Янович рассказывал мне, как в конце 1930-х годов он на спор голый купался под стенами Кремля. Вы можете себе представить, как это было опасно в ту пору?! Его, конечно же, арестовала милиция, было заведено дело. Но поскольку в это время фильм «Подкидыш» уже вышел на экраны и Плятт стал популярным артистом, то его из милиции выпустили, но исключили из профсоюза. Как ни странно, это не отбило у него желания хулиганить в дальнейшем. Например, в 1974 году во время гастролей мы собрались на читку пьесы у Плятта в номере. Было очень жарко, поэтому он встречал нас, завернувшись в белую простыню, но почему-то с пыжиковой шапкой на голове, которую ему подарили на концерте. А еще он часто соревновался с Никулиным, поскольку жил с ним в одном доме на Малой Бронной. Я знаю, что однажды Плятт, возвращаясь со спектакля, увидел, что машина Никулина очень грязная. И он пальцем на ней написал: «Помой машину, дурак». В 2 часа ночи в квартире Плятта раздался телефонный звонок. Плятт взял трубку, в ней – голос Никулина: «Машину помыл, сам дурак». Ростислав Плятт любил книги и был очень начитанным и образованным человеком. Считал, что существует только одна национальность в мире — хороший порядочный человек. Однажды, когда ему рассказали о подлости, совершенной одним большим театральным чиновником, Плятт поразился: «Как он может так жить?».

К театру Ростислав Плятт относился предельно строго. Ему не раз предлагали взять студенческий курс в ГИТИСе или поставить спектакль. Но он отвечал: «Это не для меня, я в театре – солдат». – Я помню, как однажды мы должны были встретиться с Пляттом, но он приболел, – вспоминал Павел Хомский, – поэтому пригласил меня к себе домой. А так получилось, что во время моего визита к Плятту пришел в квартиру некий инструктор из ЦК. Он просил Ростислава Яновича подписать письмо с требованием, чтобы Солженицын выехал из СССР. И я думал: «Как же Плятт сейчас поступит? Ведь если откажет, его пригласят куда следует, начнется политический скандал». Но Плятт и бровью не повел, а сказал этому чекисту: «Пожалуйста, привезите мне «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича». Я почитаю и, если они действительно окажутся мерзкими, – тогда подпишу». Инструктор исчез и больше не появлялся. Пожалуй, в Театре Моссовета не было человека, который не любил бы Плятта. Но особенная дружба связывала его с Верой Марецкой. – Я вспоминаю, например, день, когда хоронили Любовь Петровну Орлову, – рассказывал Евгений Стеблов. – Мы стоим в почетном карауле у гроба. Я, Плятт, Ия Саввина. А Вера Петровна Марецкая сидела там у гроба, где обычно родственники сидят и где сидел Григорий Александров в совершенно ужасном состоянии. Он ничего не видел. Потом, уже на поминках, Ростислав Янович произнес какую-то речь. Марецкая подошла к нему и очень тихо спросила: «Славик, ну ты уже решил, что будешь обо мне на похоронах говорить?». Он говорит: «Верочка, ну что ты такое говоришь?!». Она продолжает: «Нет, ну ты приди ко мне, и мы с тобой вместе порепетируем, а то будешь какую-нибудь ерунду нести». Плятт испытывал к Марецкой некое рыцарское чувство, преклонялся перед ней. И я помню, когда Веры Петровны не стало, мы пришли в театр играть спектакль, а в антракте Плятт позвал меня в свою гримерку. Он присел на стул и спросил: «Вы смотрели вчера по телевизору «Член правительства» с Марецкой?» Я говорю: «Конечно, смотрел». Он говорит: «Правда, здорово?». И на глазах его были слезы. В последние годы жизни в спектаклях не играл, поскольку, получив травму, стал хромать. – Я предлагал ему спектакль, где главную роль можно сыграть сидя, – вспоминал Павел Хомский, – Но Плятт мне ответил: «А как же я на поклоны выйду?». Он ужасно не хотел огорчать зрителей своим нынешним видом, перестал выходить из дому, что, мне кажется, ускорило его уход из жизни. Ростислав Плятт ушел из жизни 30 июня 1989 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1993 году квартиру актера ограбили. В газетах писали, что воры «унесли с собой столовое серебро на 12 персон и 20 государственных наград актера, в числе которых была и золотая звезда Героя Социалистического Труда». Ни одна из наград Ростислава Плятта до сих пор не найдена.

Весь материал взят из открытых источников. Большое спасибо всем авторам и умельцам!!!

Ссылка на основную публикацию
Похожее