Он почетный гражданин Парижа и родного города Иваново. Вспоминая о нем, подразумеваем целую модную эпоху, зародившуюся на советском пространстве. Биография Вячеслава Зайцева началась 2 марта 1938 года в городе невест Иваново. Детство мальчика, росшего в военные годы в семье рабочих, было тяжелым, как, впрочем, у всех детей того времени. Мама ставила мальчика на ноги одна, отец ушел на фронт. Мама, ставшая для маленького Славы ангелом на Земле, прививала мальчику любовь к красоте окружающего мира и природы, к чтению и русскому народному искусству.
Тревожна и печальна ранняя биография Вячеслава Зайцева. Год рождения — 1938-й — не благоволил к нормальной сытой жизни. Семья голодала, семилетний мальчик вынужден был вести хозяйство сам, мама работала сутками напролет. Он настолько ее любил, что, когда она в 1978 году скончалась, Вячеслав Михайлович Зайцев почувствовал, что все вокруг него совершенно бессмысленно.
Школа и техникум
С 1945 года Слава Зайцев учился в средней школе города Иваново. Уже в детской биографии дизайнера Вячеслава Зайцева подчеркивается его любовь к изобразительному искусству. В школе он помогал учителю рисования с афишами для цирка, впоследствии создавал плакаты для театральных представлений.
Мальчик, вообще, тяготел к любому искусству, чудесно пел. В детстве пением зарабатывал на хлеб, кормил маму. В 10 лет его хотели забрать в Москву, в хор Свешникова, но мама была против этого. Мальчик сам решил, что уезжать и бросать самого близкого для него человека – это кощунство.
В 1952 году Вячеслав продолжил учебу, поступив в химико-технологический техникум. Педагоги ставили трудные задачи – не только выразительно изобразить линии на тканях, но и «оживить» орнамент. Успешно выполняя задания, Слава прикидывал и оценивал, как ткань с его рисунком будет смотреться на готовом платье.
В 1956 году Зайцев получил красный диплом, специальность «художник текстильного рисунка» гарантировала ему работу в «столице ситца», профессия была выбрана традиционная для города Иваново.
Дом Моды Зайцева
На протяжении 13 лет успешно сотрудничал с Общесоюзным Домом Моделей, а первая коллекция получила звание «Русская серия», была удостоена Гран-при. В 70-хх годах он уволился из Дома Моды. Причина: надоело преодолевать все сложности создания новых нарядов со стороны бюрократии и цензуры.
В 1992 году Зайцев создал собственную «Лабораторию моды». Его модели уникальны, а креативный взгляд на моду позволял создавать новые тенденции, покорять не только отечественные, но и мировые подиумы. Также Вячеслав не раз сотрудничал с театрами, создавал сценические наряды для классических и современных постановок. Кроме того, усердно трудился над афишами, сценическими декорациями, а некоторые его работы даже пополнили коллекцию Третьяковской галереи.
Вуз
В столицу – поступать в текстильный институт — он прибыл в 1956 году и отличался от местных абитуриентов. Приемная комиссия разглядела в молодом даровании недюжинный талант, к тому же провинциальный мальчик обладал хорошими знаниями, поэтому его легко зачислили в вуз.
Но учиться там и проживать в общежитии Славе было сложно. Биография кутюрье Вячеслава Зайцева хранит неприятные моменты, связанные с конфликтами с сокурсниками и персоналом, – однажды у него украли все папки с работами, и уборщица выкинула их на помойку. Над ним издевались, он был изгоем своего рода, не нравился своим новаторством, шокировал педагогов и однокашников своими цветными, яркими моделями с историческими, этническими мотивами. Тихий, скромный Слава совмещал работу с учебой.
Свою дипломную работу «Женские деловые костюмы» будущий кутюрье защитил на отлично.
Начало профессиональной деятельности
Окончивший с отличием институт Вячеслав Зайцев был переполнен большими планами и творческими идеями. Но распределение заставило парня работать на Бабушкинской экспериментальной швейной фабрике художественным руководителем. Мечтающему создавать красивые вещи и придумавшему множество смелых эскизов, художнику пришлось шить форму для работниц.
Молодой автор, не терпящий посредственности, в своих первых работах попытался раскрасить традиционные телогрейки и валенки яркими цветами. Созданная первая коллекция живописной спецодежды была отвергнута руководством. В те серые унылые времена, когда на все устанавливался стандарт, начальству не нужны были ни свободомыслие, ни новаторство.
Славу отправили в цех шить одежду из залежавшихся тканей, сняв с должности руководителя. Но это не остановило талантливого модельера. Из старых неликвидных тканей художник умудрялся шить такие вещи, что качество материала не играло никакой роли.
Карьера
По окончанию института в 1962 году Вячеслав попал по распределению на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в город Бабушкин. Назначенный художественным руководителем, модельер приступил к созданию коллекции одежды для сельских работников. Никому не понравились яркие образы, пусть и пропитанные русским духом. Но в журнале «Пари матч» опубликовали статью о Зайцеве под названием «Он диктует моду Москве».
Вячеслав Михайлович тяготел к народному искусству. Модельер ездил по городам своей страны и изучал пропорции, сочетания цветов, ритм и некую грубую человечность всего русского.
Тем временем благодаря занятиям в Театральной библиотеке он познакомился с иностранными творцами моды. Славу впечатлили Шанель, Поль Пуаре, Кристиан Диор.
В 1965 году кутюрье познакомился с Марком Боаном и Пьером Карденом, в издании Women Wear Daily в статье «Короли моды» впервые упомянули о талантливом русском модельере.
Дому моделей одежды Зайцев посвятил 13 лет и ушел оттуда, будучи заместителем художественного руководителя. Он творил для работников многих заводов, фабрик и предприятий по всем городам России. Зайцев учитывал и сезонность, и возраст того, кто наденет его одежду, и климат, и уровень предприятия. Он так и не понял, как можно искажать идею художника и выпускать в свет совсем не то, что задумывал создатель, отгружать в магазины результат, пропущенный через призму советской номенклатуры.
Три дырки — два шва
— Говорят, вы не очень-то жаловали «правительственных» жен и дочек. Почему?
— Это не мой круг. Большинство из них отличались невероятным снобизмом. Но я не могу быть рабом — клиентов выбираю сам. Не сложилось общение с Викторий Петровной Брежневой, дочкой Косыгина, супругой Шеварднадзе, не заладились отношения с Раисой Максимовной Горбачевой. Вот Екатерина Фурцева всегда говорила: «Славочка, вы же лучше меня знаете. Зачем я буду вам советовать?» Человек должен мне доверять.
— А в партию не пытались вступить?
— Трижды пытался! В первый раз пришел в райком в сером полосатом костюме с сиреневым бантом-шарфом вместо галстука и услышал: «Молодой человек, здесь вам не цирк и не танцы». Во второй раз явился в черной тройке. «Тут не театр!» — заявили мне и снова отшили, пока я не попал на прием к секретарю парткома. Я был настойчив. Хотел влиять на ситуацию и не дать серости принимать решения за меня.
— Вам было за сорок, когда вы решили все поменять.
— За 16 лет работы в легкой промышленности я ни разу не видел, чтобы разработанные мною модели кто-то носил. Все они, поступив в производство, кастрировались под стандарт «три дырки — два шва». И тогда пришла мысль уйти в простое ателье. Превратить его в Дом моды помог Евгений Михайлович Тяжельников. Он возглавлял отдел идеологии в ЦК КПСС и познакомил меня с тогдашним министром бытового обслуживания Иваном Дуденковым. Тот сказал: «Слава, достроишь — здание будет твоим». Три года доводил помещение на проспекте Мира до ума. Открыв, стал художественным руководителем. Когда понял, что Дом моды безбожно разворовывают, организовал перевыборы директора. Со вторым та же история. Потом сам занял эту должность. Эта изнурительная работа отнимала много полезного времени. Зато я сам за все отвечал.
Любовь и семья в биографии модельера Вячеслава Зайцева
Единственная женщина, с которой он был готов пройти через всю свою жизнь, но с которой получилось быть вместе, к сожалению, всего 9 лет, была жена Марина. Больше модельер не женился и даже не хотел рассматривать варианты, посвятив себя творчеству на 100 %.
Они познакомились с Мариной еще в институте, вместе участвовали в студенческой самодеятельности. Красивая, активная, талантливая девушка из прекрасной семьи. Ее папа служил военным летчиком-инженером, мама была балериной театра Станиславского и Немировича-Данченко. У Славы папа сидел как враг народа, а мама была простой рабочей. Получался мезальянс, но чувствам не прикажешь.
На втором курсе, в 1959 году, после забавного спектакля, в котором юноша чуть не потерял штаны, Марина привела Славу к себе в дом у станции метро «Аэропорт». Начался роман девушки из элитной семьи и нищего, но талантливого модельера Вячеслава Зайцева. Биография, жена, дети, фото, хроники в газетах, скандалы и жареные факты — все эти вещи раньше так со смаком не муссировались, как сейчас. Тем не менее то, что союз между молодыми был обречен на провал, понимали многие. Мама Марины невзлюбила Вячеслава с первых минут, искренне считая голодранцем, желавшем «вырулить» за счет ее дочери.
Но в 1959 году пара поженилась. На свадьбе присутствовало два свидетеля — Маринина подруга Светлана и друг Славы по институту Борис. Маринина мама сняла молодоженам комнатку в полуподвале их дома. Там супруги и прожили все девять лет брака.
В 1960 году у Зайцевых родился сын Егор, теща отказалась помогать с ребенком, и Вячеслав вызвал свою маму в Москву помочь с внуком. Слава учился и работал, когда окончил институт, Егору было два года.
Самый тяжелый момент в личной биографии Вячеслава Зайцева наступил в 1971 году, когда он вернулся домой из Венгрии, где работал над костюмами к фильму «Держись за облака». Теща выгнала его из его собственного дома, встретив в подъезде со словами: «Убирайтесь, я нашла дочери другого мужа!»
Зайцев ушел с тем, что было при нем. Экстравагантная дама окончила свою жизнь в сумасшедшем доме, у нее была плохая наследственность – оказывается, ее дедушка имел проблемы с умственным развитием. Жена не могла повлиять на свою мать, которая, по словам модельера, просто зомбировала дочь. Марину выдали замуж за циркача, она тогда тоже работала в цирке.
Вячеслав Михайлович — оптимист по натуре. Он вспоминает, что, когда жена не пускала свою маму в дом, счастливых моментов было очень много. Не только теща послужила причиной развода – Марина была замкнутой, а Слава не мог без общения. Жена ревновала супруга к красивым длинноногим манекенщицам.
Со второй женой Инной он прожил очень мало, она его раздражала своей непомерной любовью, эмоционально «выжимала» его, это сказывалось на его творчестве. Он не выдержал, ушел от нее, несмотря на то, что она много для него сделала. Насильно мил не будешь.
Авария
Страшное ДТП произошло, когда Зайцеву было 33 года. Он 9 дней провел в реанимации, а хирурги хотели отрезать правую ногу. Но модельер не сдался, на протяжении 6 месяцев усердно трудился, чтобы восстановить подвижность конечности и вернуться к прежней жизни. Ногу удалось сохранить, но она в будущем доставила ему еще массу хлопот.
Эта авария закалила характер меланхоличного Зайцева, стала причиной серьезных проблем со здоровьем в будущем. Например, в 2016 году ему установили титановый протез в коленном суставе правой ноги, тогда же поставили неутешительный диагноз – «болезнь Паркинсона».
Егор
После развода Зайцеву запретили видеться с Егором. Даже созваниваться запретили. Новый муж Марины выгонял Егора из дома. Он ставил мальчика на горох на колени. Теща Вячеслава сказала внуку, что отец их бросил и мальчику надо принять нового папу.
У Егора было тяжелое детство, простить сын отца не может до сих пор. Сегодня они занимаются одним делом, тем не менее каждый живет своей жизнью, а сын хотел бы, чтобы папа был ближе к нему. Месяцами они не созваниваются.
Первая жена Егора Даша подарила Вячеславу Зайцеву внучку Марусю. Но долго этот брак не продлился. Егор ссорился с женой, а Зайцев-старший очень дружил с невесткой. После развода сын известного модельера подсел на наркотики, но вовремя сумел избавиться от зависимости.
Сейчас у Егора второй брак, в котором также родился ребенок. Его жена Катя – модель, режиссер и помощник Вячеслава Михайловича.
Вячеслав Зайцев все же очень тепло отзывается о сыне как о замечательном, умном, талантливом и щедром человеке, готовом всегда прийти на помощь.
Недвижимость
В конце 90-х купил участок в деревне Каблуково и выстроил особняк, в который заселился в 2000 году. Трехэтажное имение площадью 900 квадратов выполнено в форме замка, а дизайном интерьера занимался сам модельер. В основу заложены белые, красные и черные тона, а также их гармоничное сочетание.
Про биографию Анатолия Васильева.
На стенах можно увидеть эксклюзивные творения художника, уникальные предметы старины и раритет. На эксклюзивный ремонт было потрачено несколько миллионов рублей, а также силы и время модельера.
Авторские работы
Его давно заметили за границей, и, несмотря на национальность, биография Вячеслава Зайцева, образ мышления, создаваемые шедевры и жизненная позиция привлекали иностранных деятелей искусства в области моды. «Наш человек», — скорей всего, думали они. Его считали лидером советской моды, называли в прессе не иначе как «Красный Диор». Коллекции кутюрье «шествовали» по разным странам – в США, Канаде и Японии, Франции, Италии и Югославии.
В 1969 году модели одежды Зайцева были представлены в Нью-Йоркском музее, их заметили и предложили модельеру открыть модные магазины во всех странах. Вмешались отечественные чиновники, отвергнув предложение.
В 1974 году в статье «Обзор моды за 100 лет» редактора чехословацкого издания «Кветы» выделили советскому таланту почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, а также Фредериком Вортом и Кристианом Диором.
О, эпоха…
Зайцев начал приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать модные показы, привлекать внимание к проблемам моды. Внедрять чувство стиля и прекрасного в русские души, пытаться рассеять серость.
Он признается, что не любил работать с высокопоставленными чиновниками, политиками. Тем не менее министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева подарила ему однокомнатную квартиру в Новогиреево.
Он думал, что на родине его не любили, считали, наверное, шпионом, полагали, что навлечет разведчиков в Россию, статьи в иностранных СМИ не приветствовались отечеством.
Брат отсидел десять лет
— Творческих людей принято спрашивать о музе. Кто вас вдохновляет?
— Мама. Доброта, порядочность, душевная теплота, щедрость, жертвенность, любовь к природе, людям — я искал эти качества у женщин, которых встречал на своем пути. И не находил. Мама так и осталась главной в моей жизни. В детстве я мало ее видел. Она работала с шести утра до часу ночи, была уборщицей, прачкой. В семь лет я сам все делал по хозяйству. Мы жили в крохотной комнате, где стояли кровать да чемодан вместо стула, к тому же нас обворовали. Когда мама попала в больницу, я чуть не умер с голоду. Стал петь продавщицам в магазинах. За это они давали мне осколки печенья и конфет, которые я продавал на рынке. На вырученные деньги покупал хлеб и нес маме.
Живопись — давнее увлечение знаменитого модельера
— А отца вы помните?
— Мне было три года, когда он ушел на фронт. Мама отца не любила, она собиралась выйти замуж за другого человека, но так сложилось. На войне отец попал в плен, бежал, дошел до Берлина. Но всех, кто побывал в плену, сажали как изменников Родины. Когда перед отправкой на Север эшелон с военнопленными прибыл в Харьков, мы тоже туда приехали. Отец сидел на земле за колючей проволокой среди тысяч изможденных людей. Мама крикнула ему что-то, он ответил, после чего охранники нас прогнали. Потом заключенных повезли по этапу, а мы вернулись в Иваново. Я познакомился с отцом лишь в 20 лет. Мы ведь были Кокуриными, мамину фамилию носили. Родители оформили отношения, когда отец вернулся из лагерей. Я так и не сблизился с ним. После смерти мамы он быстро нашел другую женщину, но просил меня его не оставлять. Я до конца заботился о нем.
У меня был старший брат Володя — веселый, заводной парень. После войны в компании других ребят он стащил велосипед, за что угодил в колонию. Вышел и снова попался. Потом брат заступился за друга и избил милиционера. В общей сложности отсидел десять лет. А когда освободился, не смог найти себя. Устроился на завод. Я пытался ему помогать, но он все пропивал.
Преданный Мельпомене
Театр и искусство – вот настоящая любовь всей жизни. Модельер создал сценические костюмы для более двух десятков спектаклей столичных театров. В 1981 году – для постановки Г. Волчек спектакля «Вишневый сад», в 2013 году — к «Пиковой даме» в Малом театре. Модельер трудился для Театра «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Талантливый художник также создавал плакаты и афиши.
Олимпиада-80
Не все знают, что костюмы советских спортсменов, участников Олимпиады-80, пришлось шить Вячеславу Михайловичу, за что его поставили главой Дома быта в Москве. Уже на Олимпиаде-84 в Сараево наши спортсмены получили костюмы от кутюр. Вячеслав Зайцев на голову спортсменам надел шапки с козырьком, а на плечи женщин-спортсменок накинул любимые павлопосадские платки.
Он шил наряды для известной пары фигуристов – Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина, для театра «Современник», где ведущей актрисой являлась Марина Неелова, а также Валентина Гафта и других актеров, задействованных в таких постановках как «Вишневый сад», «Три сестры» и так далее. Для других театров Москвы.
Эстрада, фестивали
В 1970 году мастер художник работает с ярчайшими звездами эстрады и театра, с Иосифом Кобзоном, Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской, с Аллой Пугачевой и Эдитой Пьехой, с Зыкиной и Киркоровым, с группами «На-на», «Машина времени» и многими-многими другими.
В 2009 года кутюрье возглавил жюри международного фестиваля моды под названием «Губернский стиль». В марте 2013 года в честь 75-летия модельера вышла книга С. Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».
10 марта 2021 года прошел последний в его карьере сезонный показ. В рамках Недели моды Mercedes Benz Fashion Week Russia кутюрье участвовал в течение 10 лет, представив за это время на суд зрителей более 10 тысяч модных образов. Он попрощался с регулярными показами, но не с творчеством, обещая своим поклонникам очередные интересные проекты. Пока что на этом описание краткой биографии Вячеслава Зайцева можно подвести к концу.
Является ли Иван Рыбников сыном Зайцева
У знаменитостей часто так бывает, что неожиданно о себе заявляют внебрачные дети, причем делают это публично и обязательно в рамках скандального телешоу. Не стал исключением и Вячеслав, у которого неожиданно появился сын из Орска Иван Рыбников.
40-летний мужчина пришел на передачу «Пусть говорят» и требовал от модельера признать его законным наследником. Окружение мэтра сообщало, что в порядочности Зайцева никто не сомневается. Как показал тест ДНК, мужчины – не родственники, так что Ивану не удалось стать членом звездного семейства, нажиться.