Среди многих «злодеев поневоле» Сергей Филиппов отличался не только талантом, но и потрясающей «демонической» внешностью. Однако за его грубыми манерами скрывалась тонкая чувствительная натура — при жизни актера не всем удалось ее разглядеть…
К актеру слава пришла после роли Кисы Воробьянинова в картине «13 стульев». Другие фильмы: «Укротительница тигров», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса» также продолжали увеличивать успех и популярность Филиппова. А вобще фильмография Народного артиста РФ насчитывает более 100 картин.
Биография
«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», «Масик хочет водочки» — эти фразы, произнесенные с экрана Сергеем Филипповым, стали крылатыми. За свою жизнь он сыграл в 100 фильмах и запомнился зрителям как яркий комедийный актер.
Сергей был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом. Семья перебивалась с копейки на копейку.
Актер Сергей Филиппов
Когда Сергею исполнилось 5 лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил. Однажды он вернулся домой пьяным и заявил, что уходит воевать: больше отца Сергей не видел. Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. А вскоре в доме Филипповых появился отчим. Актер вспоминал его как властного человека, который даже на ночь клал пистолет под подушку.
Нервная атмосфера отражалась на учебе и поведении Сергея. Учился он плохо, как-то на уроке химии чуть не взорвал школу. Вскоре его отчислили. Тогда мать отвела сына работать в пекарню, но и там он долго не продержался. Сергея Филиппова уволили, когда он, зачитавшись романом Джека Лондона, забыл посолить хлеб. С немцем-краснодеревщиком у парня тоже не срослось: он испортил дорогой антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Не вышло из него ни слесаря, ни садовника, ни грузчика.
Сергей Филиппов
Сергей обожал танцевать, мог часами репетировать возле зеркала или наблюдать за репетициями в танцевальной студии. Его взяли в танцевальный класс, хотя он и был высокий и худой. Филиппов мечтал стать танцором балета, но опоздал – набор в балетные училища уже закончился. Тогда упрямый юноша поступил в эстрадно-цирковой техникум. После окончания он умудрился поступить в труппу Театра оперы и балета. Правда, на четвертом представлении Сергей Филиппов потерял сознание прямо на сцене. Врачи констатировали инфаркт – о карьере в балете пришлось забыть.
Биография Сергея Филиппова
Сергей Филиппов – советский актер, чье имя навсегда связано с образом Кисы Воробьянинова. Но и другие роли Филиппова были незабываемыми. Его популярность в шестидесятых-семидесятых годах зашкаливала настолько, что когда он прогуливался по улице, останавливались троллейбусы, люди окружали любимого артиста и засыпали его вопросами-цитатами: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Я-я, Кемска волость?», «Масик хочет водочки?». Он был из тех, о ком говорят, «слава ходит за ним по пятам». Тем более страшной для соотечественников стала смерть мастера комедийного эпизода и Народного артиста РСФСР в 1990 году.
На фото: Сергей Филиппов
Театр
После неудачной балетной карьеры Филиппов перешел работать в Театр-студию эстрады. На одном из выступлений его заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии. В этом театре Сергей Филиппов проработал 30 лет, с 1935 по 1965 годы. Здесь он сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Собака на сене», «Не все коту масленица», «Актриса», «Простая девушка», «Ревизор» и десятках других.
Сергей Филиппов в спектакле «Страшный суд», 1939 год
Филиппов быстро прославился. В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. За год Ленинградский театр эстрады ставил 16 спектаклей – Сергей Николаевич участвовал во всех. Ему талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.
В 1965 году актера уволили из театра. Последней каплей стали нецензурные ремарки, которые нетрезвый Филиппов подавал из-за кулис. Его уволили «по собственному желанию».
Детство, юность: Саратов – Москва – Ленинград
Сергей родился летом 1912 года в саратовской семье Филипповых. Отец был заводским слесарем, мать – портнихой-кружевницей Филипповых. В пятилетнем возрасте мальчик впервые услышал слово «революция» из уст отца, пришедшего домой раньше положенного, поскольку заводчане устроили забастовку. Николай Георгиевич сначала стал пить горькую, а затем заявил жене, что уходит на фронт.
С тех пор Сережа родного папу больше не видел. Мама, Евдокия Терентьевна, рада была любой работе, чтобы прокормить себя и сына, так что мальчик большую часть времени был предоставлен сам себе.
Сергей Филиппов и его мама Евдокия Терентьевна
В семилетнем возрасте Сережа пошел в школу, но учиться ему не понравилось. Единственные предметы, которые он обожал, были русская литература (читал Филиппов много и с удовольствием) и химия. Как заправский экспериментатор он любил смешивать реактивы на уроках, но однажды его любознательность в отсутствие учителя сыграла с ним злую шутку. От смеси соляной кислоты и нескольких других реактивов по школе распространился невероятно едкий запах. Уроки были прерваны, ученики эвакуированы. Когда выяснилось, что это дело рук старшеклассника Филиппова, педсоветом было принято решение об исключении.
Мама договорилась в соседней пекарне, чтобы сына взяли на работу. Но Сережа был неприспособлен к выпеканию хлеба: однажды, читая роман Джека Лондона, он так увлекся, что забыл положить в тесто соль. Не вышло из него ни краснодеревщика, ни токаря, ни садовника, ни плотника. Но однажды Филиппов с друзьями гулял рядом с местным клубом и заглянул в окно. В своих мемуарных записках он так описал этот судьбоносный момент:
В окне увидели девчонок в коротеньких юбках. Ногами что-то выделывали, кренделя какие-то. Ноги понравились. Я решил, что это мое призвание – ноги. Мы заглянули в комнату. На двери была табличка «Хореографический кружок». Мы понятия не имели, что значит «хореографический», от слова «харя» что ли? Но оказалось – нет.
Поскольку мальчиков кружку катастрофически не хватало, Филиппова и еще одного подростка, пожелавшего учиться танцам, приняли с удовольствием, объяснив попутно, что такое хореография. Сергей сразу решил, что танец даст ему путевку в жизнь, и вскоре стал лучшим танцором. Преподаватели прочили ему большое будущее.
В 1929 году юноша поехал в Москву, чтобы поступить в балетное училище Большого театра. Но к его разочарованию вступительные экзамены уже прошли, он опоздал. Чтобы не терять год и не возвращаться в Саратов, Филиппов уехал в Ленинград, где открылся новый эстрадно-цирковой техникум, куда и поступил.
Сергей Филиппов в молодости
Незаурядный талант студента отмечали практически все педагоги. Как и его дар комедианта и пародиста. Один из преподавателей, балетмейстер Петр Гусев, говорил, что Сергей самородок и мог бы стать непревзойденным классическим танцовщиком, поскольку для этого у него было все: пластика, сильные ноги, прыжок. Но студенту было тесно в атмосфере классического балета, он подспудно чувствовал, что в героических амплуа не будет места для его комического дарования.
Через четыре года учебы Филиппова направили на службу в Ленинградский театр оперы и балета. Первой его ролью на сцене стал кочегар из революционного балета «Красный мак». Возможно, Сергей и стал бы гениальным танцовщиком, но во время одного из представлений юноша упал в обморок. Врачи диагностировали порок сердца и запретили танцевать.
Фильмы
Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Он дебютировал в роли финна в фильме «Падение Кимас-озера». Затем были съемки в «Волочаевских днях», «Члене правительства», «Новых похождениях Швейки», «Беспокойном хозяйстве», «Золушке».
Сергей Филиппов в фильме «Карнавальная ночь»
В 40-х годах советское кино не могло похвастаться большим количеством комедийных актеров, поэтому режиссеры часто приглашали талантливого Сергея Филиппова. Одной из самых ярких стала роль лектора в комедии «Карнавальная ночь». Еще одна интересная работа – Казимир Алмазов в фильме «Укротительница тигров».
В 1965 году Филиппову удалили опухоль мозга, но он продолжал сниматься. После многосерийного фильма «12 стульев», в котором он сыграл Кису Воробьянинова, актер уже не мог свободно ходить по улице — прохожие его узнавали, просили автограф.
Сергей Филиппов в фильме «12 стульев»
В 80-х Сергей Филиппов почти не появлялся на экране из-за проблем со здоровьем. Одной из последних работ в кино была эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» в 1988 году.
Мемория. Сергей Филиппов
24 июня 1912 года родился актёр Сергей Филиппов
Личное дело
Сергей Николаевич Филиппов (1912-1990) родился в Саратове. Его отец был слесарем на заводе, мать занималась хозяйством и брала шитье на дом. Когда Сергею исполнилось пять лет, грянула революция. Завод отца остановился, тот, оставшись без работы, запил и покинул семью. Вскоре у Сергея появился отчим — комиссар, который спал с револьвером под подушкой.
В школе Филиппов учился неважно, а в старших классах его вообще исключили из-за того, что он устроил взрыв на уроке химии. После этого мать отвела сына работать в пекарню, оттуда его выгнали, когда он забыл посолить воду, на которой замешивали хлеб. Затем было обучение у немца-краснодеревщика, у которого Филиппов испортил дорогой антикварный шкаф. Другие рабочие специальности, будь то слесарь, садовник или грузчик молодому человеку тоже не давались.
С детства Филиппов увлекался танцами и, в конце концов, попал в балетную студию. В 1929 году по совету преподавателей отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре. Однако на приемные экзамены опоздал.
Тут же отправился в Ленинград, чтобы поступить в хореографическое училище. Но и там экзамены уже закончились. Тогда Филиппов подал документы в эстрадно-цирковой техникум.
Во время учебы в техникуме подрабатывал в танцевальной труппе при Госэстраде и в кордебалете Театра оперетты. После окончания учебы в 1933 году был принят в труппу Театра оперы и балета.
Уже на четвертом представлении танцор почувствовал боль в груди и потерял сознание прямо на сцене. Врачи поставили диагноз «инфаркт», и о карьере в балете пришлось забыть.
После этого Филиппов некоторое время проработал в Театре-студии эстрады, где его заметил худрук Ленинградского театра комедии Николай Акимов.
Тридцать лет — с 1935 по 1965 годы – Филиппов играл на сцене этого театра. С 1965 года работал на киностудии «Ленфильм».
Сниматься в кино начал в 1937 году. Его дебютной работой стала маленькая роль финна в фильме «Падение Кимас-озера». Там Филиппову нужно было выскочить из засады, выстрелить в красноармейца и рухнуть с бревна в ледяной ручей.
В годы войны вместе с театром уехал в эвакуацию. Снялся в фильмах «Лесные братья», «Март-апрель», «Новые похождения Швейка», «Кощей Бессмертный» и других. Затем последовали послевоенные кинохиты «Беспокойное хозяйство» и «Золушка». Одними из самых ярких киноработ Филиппова в 1950-х стали роль лектора Никодилова в комедии «Карнавальная ночь» и Казимира Алмазова в фильме «Укротительница тигров».
В 1965 году Филиппову удалили доброкачественную опухоль мозга и часть черепной кости. После этого он часто в шутку предлагал друзьям: «Хочешь пощупать мои мозги?». В том же году сыграл роль Кисы Воробьянинова в многосерийном фильме «12 стульев».
В 1970-х снялся в комедиях «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!» и многих других.
В 1980-х, несмотря на пристрастие к алкоголю и головные боли, регулярно получал эпизодические роли. Сыграл в фильмах «За спичками», «Спортлото-82», «Собачье сердце». Картина Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация»» (1989) стала его последней работой.
19 апреля 1990 года Сергей Филиппов скончался от рака.
Актер был дважды женат. С первой супругой, актрисой балета Алевтиной Горинович прожил 10 лет. В браке родился его единственный сын — Юрий.
Во втором браке актер жил с детской писательницей Антониной Голубевой, автором книги о детстве Кирова «Мальчик из Урджума». Он на год пережил свою супругу.
Чем знаменит
Киса Воробянинов в фильме Л. Гайдая «12 стульев», Мосфильм
Филиппов — мастер характерных ролей, воплощенных в театре и кино. Большинство его киноперсонажей — это с гротеском выведенные отрицательные герои, образы, высмеивающие недостатки людей. Филиппов часто играл хитрых, изворотливых, надменных, хамоватых персонажей, лодырей, пьяниц, неудачников, на которых указывал советский кинематограф. При этом его карикатуры смотрятся органично и по прошествии многих лет.
В 1970-х к актеру вновь пришла слава — после роли Кисы Воробьянинова в фильме «Двенадцать стульев».
О чем надо знать
Филиппов блестяще сыграл в фильмах Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса». Однако актер много пил и часто был резок с окружающими. Отношения с Рязановым у него не сложились. Между ними произошел конфликт, о причинах которого ни режиссер, ни актер предпочитали не говорить.
По словам актрисы Любови Тищенко, как-то раз Филиппов рассказал ей о своей мечте: «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину».
Прямая речь
О комедийном мастерстве (актриса Юлия Предтеченская): «Почему же было так смешно? Ведь Сергей Филиппов не клоун, нет! Он был мужчиной высокого роста, хорошо сложен, у него были крупные мужские ладони, длинные ноги в ботинках большого размера. Лицо удлиненное. Нос тоже. Глаза, правда, невеликие. Но почему-то все это было уморительное. Он никогда не комиковал умышленно. Голос у него был хрипловатый, но тембр — не перепутаешь ни с кем!».
Сергей Филиппов о работе над ролью: «Чаще всего, мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я стараюсь найти в каждой из них общественный смысл. Когда я снимался в картине «Ночной патруль» в роли завмага Ползикова, для меня важно было найти присущую этому типу психологическую особенность. Я присутствовал па допросах проворовавшихся дельцов, подобных Ползикову. Мне кажется, что я нашел эту особенность и показал ее не просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное нашим социальным строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед правосудием и неизбежным разоблачением».
Сын актера Юрий Филиппов о втором браке отца: «Вскоре после развода с мамой Сергей Николаевич переселился к писательнице Антонине Голубевой, которая была старше его лет на двадцать. Она во всю командовала отцом, мечтала муштровать так же и меня. Я же не признавал такого права за его новой женой. Мадам Голубева была абсолютно чужим для меня человеком».
О кончине Филиппова (актер Евгений Моргунов): «Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм» (за год до того у Филиппова умерла жена, он остался один). «Ленфильм» принял ужасающее решение — не дали на похороны ни копейки денег. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи».
7 фактов о Сергее Филиппове
- Дед Филиппова был силачом, мог завязать узлом кочергу и согнуть подкову.
- Филиппов исполнял опасные трюки сам, без дублеров. На съемках он не боялся падать с большой высоты, входил в клетку с тиграми.
- Первая жена Филиппова постоянно ревновала мужа к поклонницам и театру. В книге сына актера Юрия Филиппова говорится, что как-то раз отец признался, что ради славы готов бросить и жену, и сына. «Мама тогда страшно обиделась: «Ну и иди к своей славе!»».
- Филиппов был звездой Ленинградского театра эстрады, участвовал во всех новых постановках. Однако у актера была зависимость от алкоголя, поэтому он регулярно пропускал репетиции. Акимов долго терпел выходки своего любимца, однако в 1965 году уволил Филиппова после того, как во время спектакля, стоя за кулисами, тот во весь голос подавал шутливые нецензурные ремарки актерам, советуя им, как играть сцену застолья.
- Актер Михаил Боярский рассказывал, что однажды он ехал на своей машине и увидел идущего по улице Сергея Филиппова. Он вызвался подвезти мэтра. По дороге выяснилось, что народный артист направлялся на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Боярский предложил Филиппову посидеть в машине, пока он сам обменяет билет. За углом он выбросил билет, отсчитал деньги, и, вернувшись в машину, отдал их Филиппову. Актер на это сказал: «Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны»».
- Актриса Любовь Тищенко помогавшая Филиппову по хозяйству, рассказывала, что в конце жизни он бедствовал: «Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал. Я помогала чем могла — покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды. Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его — в одних тапочках и какой-то рваной рубахе».
- Сын артиста Юрий Филиппов в 1970-х годах с матерью эмигрировал в Америку, став там художником-дизайнером. Он добился в США большого успеха. В качестве художника-дизайнера работал для Ralph Lauren, Armani, Chanel и других известных брендов. Оформлял бродвейские театры. В память об отце издал книгу «А есть ли жизнь на марсе?» и снял одноименный документальный фильм.
Материалы о Сергее Филиппове:
Биография в Википедии
Биография на сайте «Чтобы помнили»
Справка на Peoples.ru
Биография на сайте 24СМИ
Личная жизнь
Филиппов был женат два раза. С первой супругой Алевтиной Горинович он познакомился в училище. Вскоре они поженились, в 1936 году Алевтина родила сына Юрия. Юре было 10 лет, когда родители развелись. Первое время Сергей поддерживал отношения с сыном, но затем Алевтина Горинович иммигрировала в Америку. Отъезд бывшей жены и сына стал для актера ударом, он не смог их простить и не читал писем от сына.
Сергей Филиппов с сыном
Сергей Филиппов был идейным коммунистом, после развода ему повсюду мерещились агенты КГБ и слежка. Он боялся, что за ним придут, и ждал этого.
Актёр познакомился со второй женой Антониной Голубевой в ресторане. В драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина помогла остановить кровь, утешила. Так они начали жить вместе. Голубева была старше мужа на 13 лет, контролировала каждый его шаг, друзей, телефонные звонки, жутко ревновала его к коллегам и поклонницам.
Сергей Филиппов с женой Антониной Голубевой
Знакомые говорили, что актёр побаивался властной супруги. Он никогда не называл ее по имени – только Барабулькой. Вместе они прожили 40 лет.
Антонина Голубева была рядом, когда Сергея Филиппова уволили из театра, когда ему удаляли опухоль, выхаживала, заботилась, спасала.
Актерское творчество комедианта
Сергей Филиппов обладал необыкновенным талантом комедианта. В отличие от большинства «шутов по случаю», он никогда не мечтал сыграть Отелло или произнести монолог Гамлета: наслаждался ролями злодеев, лентяев, пьяниц и прочих деградирующих «элементов». Незаметно высматривал психотипы на улицах, в транспорте, в магазинах. А потом с потрясающей точностью копировал на сцене «записанные» в памяти жесты.
Не кривлялся, нет. Просто выходил к зрителю таким, каким был — несуразным, с огромными ступнями и длинным носом. Таким его создала природа. Своим запоминающимся хрипловатым голосом произносил первые слова и… зрители падали от смеха. Сергея Филиппова много раз спрашивали, почему он берется только за отрицательных персонажей, на что тот резонно отвечал: «Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть председателя партийной организации?»
Смерть
Филиппов пережил свою Барабульку всего на год. Смерть супруги стала для него ударом, от которого он не смог оправиться: рак начал прогрессировать. Актер последние годы жизни страдал от одиночества. На пике славы он был расточителен, на старость денег не скопил. Коллеги и друзья к нему заглядывали лишь изредка.
Могила Сергея Филиппова
Он умер 19 апреля 1990 года в своей квартире, совсем один. Его тело обнаружили соседи лишь через две недели после смерти. Их поразила нищенская обстановка в квартире – не было библиотеки, дорогого антиквариата. Что-то актер распродал, что-то незадолго до смерти забрали родственники Барабульки.
Деньги на похороны собирали по знакомым, киностудия «Ленфильм» не выделила ни копейки. Скромный гроб, скромные проводы в последний путь до Северного кладбища в Санкт-Петербурге. Актера похоронили рядом с его второй супругой.
Фильмография
- 1945 — «Здравствуй, Москва!»
- 1954 — «Укротительница тигров»
- 1956 — «Разные судьбы»
- 1957 — «Девушка без адреса»
- 1958 — «По ту сторону»
- 1965 — «Иностранка»
- 1971 — «12 стульев»
- 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию»
- 1976 — «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
- 1977 — «Инкогнито из Петербурга»
- 1980 — «Комедия давно минувших дней»
- 1982 — «Спортлото-82»
- 1985 — «Опасно для жизни!»
- 1987 — «Сказка про влюблённого маляра»
- 1988 — «Собачье сердце»