Детство и юность
Артист родился в Свердловске 31 августа 1932 года. В тяжелое военное время семья перебралась в «хлебный» Ташкент, и там прошло детство и юность Романа, началось его профессиональное становление. В годы войны в столицу Узбекистана эвакуировали столичных актеров, поэтов и музыкантов, а потому город стал своего рода культурной столицей.
Роман Ткачук в молодости (кадр из фильма «Случай в пустыне»)
Здесь юноша закончил театрально-художественный институт, получив специальность режиссера, и остался работать в театре им. М. Горького. Правда, карьеру начинал не как постановщик, а как исполнитель. Несмотря на то что красотой молодой человек не отличался, таланта и смелости ему хватало с лихвой, что превращало любые его образы в маленькие шедевры.
Валерий Харламов и Ирина Смирнова
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Gillian Kemmerer (@caviardiplomat) 30 Май 2021 в 4:20 PDT
Валерий и Ирина познакомились в ресторане «Россия» в 1974 году. Тогда Харламов уже был звездой ЦСКА, а Смирнова — студенткой Московского энергетического института. Хоккеист пригласил юную девушку на танец, а после предложил провести домой. Молодые люди начали встречаться, а Ирина ждала подходящего момента, чтобы сообщить маме о своем ухажере.
«Когда Харламова показали крупным планом, я сказала: “Какой мальчик! Достанется кому-то такая красота!”. Ира помолчала несколько минут, а потом не выдержала: “Это Валера Харламов, мы встречаемся”. Я принялась ее отговаривать, уверяла, что у него полно таких, как она», — признавалась мать Ирины.
Несмотря на уговоры матери, девушка продолжила встречаться со спортсменом, а познакомила с родительницей лишь спустя полгода после рождения сына Александра. Валерий и Ирина поженились в 1976 году, а вскоре у них родился второй ребенок — дочь Бегонита, которую назвали в честь матери хоккеиста.
В 1981 году звезда ЦСКА собирался отправиться на Кубок Канады, но тренер команды счел, что у него плохая физическая подготовка, и оставил его в Москве. Через несколько дней Валерий вместе с женой и двоюродным братом Сергеем отправились на дачу под Клином, но домой семья так и не вернулась.
Изначально машину вел Харламов, но позже его сменила жена. Из-за мокрой дороги и ремонтных работ Ирина потеряла управление, а автомобиль выехал на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. Супруги погибли на месте: Ирине было всего 25 лет, а Валерию — 33.
Личная жизнь
Рассказ о личной жизни актера — это история большой любви. Той самой, когда «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Исполнитель ролей действительно покинул этот мир в один день с любимой женой, Майей Гнездовской. Супруга была старше Ткачука на 2 года и работала театроведом. Познакомились они еще в Ташкенте, где девушка работала на телевидении.
Когда артиста позвали в Театр сатиры, Майя переехала в столицу вместе с мужем. Здесь она устроилась в литературно-музыкальную редакцию телецентра, где занималась подготовкой телеспектаклей. К тому моменту у пары уже родился сын Никита, который впоследствии станет театральным художником и переедет жить в США.
Опубликовано Ириной Мурьяновой Пятница, 17 апреля 2020 г.
Роман Ткачук и жена Майя Гнездовская
Когда мать заболеет раком, сын даже не сразу узнает об этом. Роман не хотел никого тревожить и до последнего ни с кем не делился горем, целиком взяв поддержку и заботу о болеющей супруге на себя. Болезнь прогрессировала, и женщине пришлось провести в больнице несколько месяцев, в течение которых любящий муж ежедневно носил ей домашние обеды.
Театр и фильмы
Ткачук стал звездой еще работая в Ташкенте. Люди специально шли в театр, чтобы посмотреть на его игру, которая славилась разноплановостью. На счету артиста были как миниатюрные комедийные роли, так и драматические серьезные работы, где мужчина выходил на передний план. Став известным в городе актером, он начал пробовать себя и в качестве режиссера. В 32 года он был признан Народным артистом Узбекской ССР.
Правда, год спустя исполнитель навсегда покинул Ташкент, переехав в Москву. Наслышанные о его трагикомическом даровании, сотрудники Театра сатиры специально посещали гастрольные спектакли Ташкентского театра, чтобы приглядеться к артисту. Они позвали его в свою труппу. От такой возможности Роман отказываться не стал, не побоявшись затеряться на фоне именитых звездных коллег (Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Спартака Мишулина), в те годы блиставших на сцене.
Опубликовано Ириной Мурьяновой Пятница, 17 апреля 2020 г.
Роман Ткачук в передаче «Кабачок 13 стульев»
После переезда в Москву Ткачук стал активно сниматься в кино. В его фильмографии числятся такие ленты, как «Бумбараш», «Собачье сердце», «Собака на сене». Мужчина играл роли разной степени амбициозности: от малозаметных эпизодических персонажей до самого императора Петра Первого в картине «Баллада о Беринге и его друзьях».
Народную любовь Роману Денисовичу принес образ пана Владека. Бесхитростный и обаятельный супруг пани Терезы из «Кабачка «13 стульев» появлялся на экране с середины 1960-х годов и принес актеру звание Заслуженного деятеля культуры Польши, хотя тот не был поляком по национальности.
Профессиональная деятельность
После окончания института в 1955 году, Ткачук поступил на службу в Ташкентский драматический театр. Молодой актер брался за все предложенные роли с большим желанием. Через некоторое время публика начала ходить не на спектакли, а на обаятельного, лупоглазого исполнителя с приятным голосом. Нередко случалось, что зрители из зала отвечали на его реплики. Роману нравилась обстановка в театре. Творчество актера оценили по достоинству – Ткачуку присвоили почетное звание Народного артиста Узбекской ССР.
Роман стал настолько популярным, что о нем узнали в Москве. В 1965 году провинциального актера пригласили в труппу знаменитого Московского театра сатиры. Через короткий промежуток времени Ткачук адаптировался на новом месте и органично влился в сценический процесс. Он убедительно подтвердил свой профессиональный уровень, сыграв главную роль в пьесе Владимира Маяковского «Клоп». После этого испытания актера стали загружать по полной программе.
Смерть
Потеряв всякую надежду на исцеление Майи Гнездовской, врачи выписали ее из больницы и отправили домой. Здесь 10 января 1994 года женщина и умерла в объятиях любимого мужа. Совсем ненадолго ее пережил супруг — он скончался спустя несколько часов. Тела влюбленных обнаружила зашедшая в гости соседка. Причина смерти Романа Денисовича доподлинно не известна.
Его биография оборвалась на 62-м году жизни, когда работа в театре и кино еще шла полным ходом. По части здоровья его беспокоила нога, из-за которой мужчина даже прихрамывал, однако при выходе на сцену актер забывал о недугах и даже переставал припадать на больную конечность.
Артиста похоронили вместе с женой, их могилы расположены на Долгопрудненском кладбище. Над захоронением артиста возвели большой памятник с фотографией, где его лицо продолжает улыбаться знакомой обезоруживающей улыбкой.
LiveInternetLiveInternet
Народный артист Узбекистана, театральный и киноактёр Роман Ткачук известен всем советским телезрителям как знаменитый Пан Владек из не менее знаменитого в своё время «Кабачка 13 стульев» — юмористического телесериала, который в СССР любили все. Причина смерти Романа Ткачука, не забытого очарованными зрителями, так и осталась не выясненной до конца. Сопровождавшие её обстоятельства вызвали немало слухов: странных, мистических и даже романтических.
Роман Ткачук родился в Свердловске, во время войны семья переехала в Ташкент, там и остались жить… Сразу после школы он поступил в Ташкентский театральный институт, на режиссерское отделение. Учился, но сам играл еще и на сцене. Сначала это был театр Туркестанского военного округа, а потом, знаменитый в то время, драматический ташкентский театр имени Горького. В этом театре Роман Ткачук был настоящей «звездой». Зрители в два счета раскупали билеты на спектакли, в которых он играл. А после спектакля поклонники толпились у дверей театра — всем хотелось взять у него автограф. В Ташкенте он проработал десять лет и по праву заслужил звание Народного артиста Узбекской ССР. Хотя ему на тот момент было всего 32 года!
Переломным в судьбе актера оказался 1965 год. Как то раз, будучи в Ташкенте, на один спектаклей попал Спартак Мишулин. Сам уже к тому времени играл он в театре сатиры. Он увидел актерскую работу Ткачука и был сражен его игрой. Рассказал по приезде о таком «ташкентском самородке» художественному руководителю театра Плучеку, Плучек заинтересовался. И вот Ташкентский театр приезжает на гастроли в Ленинград и несколько человек из театра едут смотреть на артиста Ткачука. Всем он сразу понравился! Роман Ткачук был зачислен в труппу Театра Сатиры. Предстоял переезд из солнечного Ташкента в холодную ,но такую перспективную Москву. К тому времени Ткачук был уже женат, подрастал и сын…. Его супруга- красавица Майя Гнездовская оставила работу на ташкентском телевидении и поехала в столицу с мужем. Несмотря на звездный состав новой труппы , Роман Денисович быстро прижился в новом театре. Ролей у него было много, но не главных. Но одна, главная, все же была — и многие считают, что лучшей его театральной работой стала роль Подсекальникова в «Самоубийце» Николая Эрдмана в постановке Валенитина Плучека. Александр Ширвиндт отмечал особый талант Ткачука сохранять лиричность и только ему свойственные трогательные нотки «грусти… и неустроенности» в любой роли — и драматической, и комической.
Конечно, все зрителя помнят блистательного пана Владека, слегка глуповатого, но такого обаятельного мужа пани Терезы из « Кабачка 13 стульев» , в котором играли актеры театра Сатиры. Ткачук играл в «Кабачке 13 стульев» просто гениально!
Кстати, именно за эту роль он был удостоен звания Заслуженного Деятеля польской культуры.
Сам же Роман Ткачук хотя и знал, что многие считают его лицо слегка глуповатым, стремился играть драматические роли. И даже в комедии пытался найти философское и вечное.
В кинематографе Роман Ткачук дебютировал в 1956 году в фильме «Встретимся на стадионе».
Необычный стиль игры и талант актёра стали для него путеводной звездой в кинематографе. Несмотря на то, что главных ролей Ткачук не играл, его второстепенные и эпизодические персонажи имели индивидуальные характерные черты и надолго запоминались зрителям. За 38 лет на большом экране его стаж насчитывает 73 сыгранных роли, включая озвучивание мультфильмов.
Кадр из фильма «У времени в плену» (1980 г.)
Своеобразный голос Романа Денисовича оказался востребованным и для дублирования актёров зарубежного кино: на его счету ещё 26 фильмов с голосами добряков и злодеев, героев и негодяев, неудачников и проходимцев. Но все же в кино ему не предлагали главных ролей. Как не предлагали играть партийных работников, революционеров, да стахановцев. Многие считают, что поэтому актеру так и не дали званий. Даже Заслуженного артиста России… Но этого актера смело можно назвать НАРОДНЫМ. Потому что его очень любил и любит зритель.
В памяти зрителей остались: грустный пьянчуга завклубом Геннадий Николаевич Паздников в популярной детективной трилогии про Анискина.
Помним его сурового , но в то же время немного забавного комиссара Заплатина в комедии «Бумбараш»…
Браконьер Егор Егорович Пантюхов в комедии «Ты — мне, я – тебе»; смешной пациент Николай Николаевич Персиков в экранизации Булгаковского «Собачье сердце» (1988);
В активе актера и более серьезные работы: Петр Первый в «Балладе о Беринге и его друзьях»,
Генерал-майор Алексей Епишев в киноэпопее «Освобождение».
Особое место в творчестве Романа Ткачука занимают его роли в детских картинах. Как известно дети не прощают фальши, и именно на таких фильмах проверяется актерский талант. В золотой фонд отечественного кино вошли ленты с участием Ткачука: «Чиполлино» (Пес Мастино)-1972,
«Умные вещи» (Царь)-1973,
«Фантазии Веснухина» (маляр),
Последнюю свою роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»-1994,швейцар.
Актер снялся почти в 100 фильмах, и это не считая плодотворной работы в театре. Именно театр занимал главную роль в его жизни. Он был очень ответственным актером. Мог сутками напролет репетировать, даже дома, маленькую реплику.
В его жизни было главное — это сцена и любимая жена, сын.
С годами у него становилось хуже здоровье, часто болела нога, он прихрамывал, но на сцене забывал о любой боли. Только на сцене он жил! И зритель ничего не замечал. Последнюю свою роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Его героем стал швейцар в Грибоедово. Однако этой картины актер так и не увидел…
Супруга артиста, театровед Майя Гнездовская, работала в Узбекистане на телевидении и на радио.
По приезде в Москву тоже устроилась в телецентр в литературно-драматическую редакцию.
В свое время Гнездовская была редактором всех спектаклей кукольного театра Сергея Образцова, которые снимали для телевидения: «По щучьему веленью», «Заячья школа», «Волшебная лампа Алладина», «Необыкновенный концерт» и других.
— Майя была для Ромы ангелом-хранителем, — вспоминает Михаил Державин.
— Это была поразительная пара друзей, соратников.
И хотя Ткачук пользовался бешеным успехом у женщин, он любил только жену и относился к ней необыкновенно нежно.
Супруга Романа Денисовича всегда ездила с ним на гастроли. И отдыхать они старались только вместе, не хотели надолго расставаться. Летом 1993 года они поехали в Мисхор в дом отдыха «Актер».
Майя, веселая, радостная, держа в руках бутылку «Абрау-Дюрсо», плавала в лагуне, окруженной громадными камнями. Роман, глядя на нее, был счастлив. Говорил, что они будут вспоминать этот отдых всю оставшуюся жизнь. Но судьба распорядилась так, что оставшаяся жизнь оказалась очень короткой…
Последнее время. Роман узнал, что его жена тяжело больна, но надеялся, что все обойдется, и старался не говорить на эту тему даже с друзьями. Когда супруге Романа Ткачука объявили об онкологическом заболевании, их сын Никита уже жил в Америке. Он закончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работал в театре (иногда участвовал в постановках Театра сатиры), на телевидении. Супруги хоть и были удручены внезапным отъездом единственного сына, но препятствовать не стали. О болезни жены Роман Денисович почти ни кому не рассказывал. Только однажды в театре коллегам сказал: «Если Майка умрет, я жить без нее не буду». Незадолго до своего ухода Майя Гнездовская несколько месяцев лежала в больнице. Каждый день Ткачук привозил жене домашнюю еду. Проблема с продуктами была большая, но он умудрялся их доставать. Ему предлагали помощницу, но Роман Денисович хотел кормить любимую только сам. Ее выписали из больницы 9 января 1994 года. Врачи уже понимали, что больше ничем женщине не поможешь. Она умерла в ночь на 10 января на руках у мужа. Роман Денисович тут же позвонил сыну в Америку, сообщил о трагедии. Когда приехали забирать тело Майи, артист запротестовал, настоял на том, чтобы супругу оставили дома… Рано утром в квартиру Ткачука пришла соседка, дверь была не заперта. Она-то и обнаружила мертвым Романа Денисовича. Он лежал на соседней кровати с любимой. Никто так точно и не знает, что случилось в тот роковой день с актером. Следствие установило, что первой умерла Майя, а её муж, который всегда говорил, что не сможет без неё жить, скончался через несколько часов. Кто-то из коллег проговорился, что Ткачук допил то, что оставалось в бутылке его жены… Вот отрывок из воспоминаний артистки театра Сатиры Шарыкиной: «Роман Денисович на меня производил впечатление «романистого» мужчины. Но при этом он со всеми был в чудных отношениях. И что самое интересное, безумно любил свою жену Майю. Она такая была мальчик-девочка: миниатюрнейшая, симпатичная очень женщина. И умница большая. По-моему, она держала Роман Денисовича. Несмотря на то, что Майя была маленькая и субтильная, в ней чувствовалось большое женское начало. Без нее он даже не улыбался. Он и перестал улыбаться, когда у них начались неурядицы. – А из-за чего именно он переживал? – У Майи начались серьезные проблемы со здоровьем. Что-то у нее было с ногами и, видимо, с головой. Она могла, например, уйти из дома и оставить включенным газ. К тому же, кажется, и пить начала. А тут еще их единственный сын Никита уехал на ПМЖ в Америку, и в театре у Романа какие-то сложности начались. Однажды он сказал нашему общему знакомому: «Знаешь, если Майка умрет, я жить без нее не буду». – И ведь действительно не стал? – Он пережил Майю, ну, может, часов на шесть. В общем, никто точно не знает, что произошло. То ли водка была некачественная, то ли они специально что-то в нее добавили, но ночью умерла Майя, а утром – Роман. Кажется, он допил то, что не выпила его жена… Скорее всего, он понимал, что делает, потому что не стал закрывать входную дверь. Оставил щелочку… Их и хоронили вместе. Мы с ними одновременно прощались.» Зоя Зелинская рассказывала, что Ткачук очень переживал, что останется без Майи, успокаивала -ты в театре, ты с нами. Но запомнился один фрагмент. Репетиция спектакля, рабочие съемки. Стоит гроб на сцене, артисты что-то обсуждают и Роман Ткачук идет, и ложится в этот гроб. Ажиотаж, взрыв хохота. Я ни в коем случае не осуждаю в данном случае. Никто тогда не знал что это всерьез. Но с какой решительностью и отреченностью он это сделал, это надо видеть, задним числом понимаешь, он тогда для себя все решил… Точно установить, что произошло и почему умер Роман Ткачук, невозможно или скрыто близкими умерших. Единственное, что известно достоверно – 61- летний актёр пережил свою обожаемую жену лишь на несколько часов, как всегда и обещал. В народе до сих пор популярны версии об убившем актёра «синдроме вдовы» и проклятье фильма «Мастер и Маргарита», в котором он снимался. Но пусть это так и останется их тайной. Прощание с Романом Ткачуком и с Майей Гнездовской проходило в фойе Театра сатиры. Похоронили их в одной могиле на Долгопрудненском кладбище (родственное захоронение).
Вместе они прожили больше тридцати лет и умерли в один день. Светлая память….